Ормузское горло
о влиянии ирано-израильского конфликта на мировую логистику
На фоне ударов Израиля по Ирану заговорили о возможном ответе Ирана в виде полного или частичного закрытия Ормузского пролива и роста атак прокси и союзников в Красном море.
Уже сейчас угроза закрытия пролива спровоцировала скачок цен на нефть на 15%, а в случае реализации ударит по Азии и Европе инфляционной волной.
Подробнее о сценариях закрытия Ормузского проливаТеоретически у Ирана есть и катера, и беспилотники, и противокорабельные комплексы для ограничения логистики. Но даже месяц блокады обрушит биржи и вызовет напряженность в странах-импортерах.
При этом блокировка Ормузского пролива ударит в основном по самому Ирану. Пролив — единственное экспортное окно для иранской нефти, обеспечивающее 65% доходов бюджета. Урон от самоблокады потенциально сравним с эффектом полномасштабной войны или выстрелом в собственную ногу.
К тому же на данный момент через пролив проходит 20% мировой торговли нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Закрытие ударит прежде всего по Китаю, Японии и Индии, и вторично — по ЕС. Саудовская Аравия и Кувейт потеряют ключевой маршрут экспорта, а рынок получит шок в более 700 миллиардов долларов.
Подробнее об ограничениях в Красном мореПараллельно с ситуацией в Ормузском проливе движение «Ансараллах» может вновь начать операции в южной части Красного моря. Атаки морскими дронами, ракетами, а также минные заграждения уже сократили судоходство через Суэцкий канал на 40–50%.
Сложился некий эффект «мягкой блокады», который был достигнут даже без полного физического закрытия пролива – достаточно было периодически атаковать или угрожать атаками, чтобы страховые премии взлетели, а судоходные компании изменили маршруты из соображений безопасности.
Экономические издержки весьма ощутимы. Путь вокруг мыса Доброй Надежды добавляет 10–14 дней транзита для судов, следующих из Азии в Европу и обратно. За это время грузы опаздывают, увеличиваются расходы на топливо и содержание экипажа.
Таким образом Иран вряд ли пойдет на полное закрытие Ормузского пролива, поскольку это в основном ударит по нему самому.
При этом тактика «мягкой блокады» может сработать по аналогии с Красным морем. Если добавить к этому активность прокси, то эффект может быть ощутимым. Угроза закрытия пролива может сработать как стратегический рычаг даже без реализации, если комбинировать подобную тактику не только в Ормузском проливе, но и других точках Ближнего Востока.
#Иран #Израиль #карта