Интенсивное расширение дефицита федерального бюджета в России
В мае дефицит бюджета составил всего 168 млрд руб – это немного, но сезонно в мае всегда профицит за исключение кризисных периодов (последний раз дефицит в мае был в 2020 и 2015-2017 годах).
Здесь еще важна тенденция. С начала года дефицит составил 3.4 трлн и пока это худший старт года в истории vs дефицита 0.73 трлн за 5м24, дефицита 3.03 трлн за 5м23 и профицита 1.59 трлн за 5м22.
За полугодие чистый бюджетный импульс составил 6.5 трлн vs 3.2 трлн в 2024 и 7.07 трлн в 2023.
По итогам 12 месяцев дефицит вырос 6.15 трлн – максимум с июл.23, тогда как исторический максимум был в май.23 – почти 8 трлн по 12м сумме.
12м дефицит относительно доходов бюджета увеличился до 16.6%, тогда как в фазу экономического кризиса дефицит обычно расширяется до 20-30% (24% в янв.17 и фев.21 и 31% в май.23).
Когда в России был дефицит бюджета более 1 трлн по итогам года? В 2009 – 2.32 трлн (6% от ВВП), 2010 – 1.81 трлн (3.9%), 2015 – 1.96 трлн (2.4%), 2016 – 2.96 трлн (3.5%), 2017 – 1.33 трлн (1.4%), 2020 – 4.1 трлн (3.8%), 2022 – 3.3 трлн (2.1%), 2023 – 3.23 трлн (1.9%), 2024 – 3.49 трлн (1.7%).
Изначально плановый дефицит по итогам 2025 должен был составить 1.18 трлн, но недавно приняли поправки к закону и лимит расширен до 3.8 трлн.
За 5м25 уже выбрали 90% от лимита, причем в декабре дефицит обычно составляет 3-4 трлн руб за один месяц, т.е. с июня по ноябрь Минфин должен отработать с профицитом около 3 трлн. Насколько это реально? Здесь нужно оценить доходы и расходы.
В мае доходы бюджета составили 2.45 трлн, что на 5.6% ниже прошлого года, где нефтегазовые доходы снизились на 35.4% г/г до 513 млрд, а ненефтегазовые доходы выросли лишь на 7.6% г/г до 1946 млрд.
За три месяца доходы составили 9.39 трлн (+1.3% г/г), где нефтегазовые доходы – 2.68 трлн (-19.5% г/г), а ненефтегазовые – 6.71 трлн (+13% г/г).
За шесть месяцев рост доходов всего 7.7% г/г до 18.8 трлн, где нефтегазовые снизились на 9.3% г/г, а ненефтегазовые выросли на 15.6% г/г до 13.75 трлн.
За последние 12м доходы составили 37.1 трлн (+10.6% г/г), где нефтегазовые – 10.4 трлн (-4.6% г/г), а ненефтегазовые – 26.72 трлн (+17.9% г/г).
По итогам 2025 Минфин ожидает 38.5 трлн доходов, а для этого необходимо собрать 23.8 трлн в следующие 7 месяцев vs 22.4 трлн за июнь-декабрь 2024
и 19.3 трлн в 2023. Предполагается рост доходов на 6-6.5% г/г с июня по декабрь 2025, тогда как за 5м25 доходы выросли лишь на 3.1% г/г.
Реалистичны ли оценки?
Ненефтегазовых доходов необходимо собрать 19.7 трлн до конца года vs 16.3 трлн в 2024 и 13.3 трлн в 2023. Рост на 21% г/г выглядит трудновыполнимым, т.к. актуальная тенденция составляет 13-15% г/г.
Нефтегазовых доходов необходимо собрать 4.08 трлн руб до конца года vs 6.18 трлн в 2024 и 5.97 трлн в 2023. Снижение на 33% г/г выглядит несколько пессимистично, несмотря на ужасающую конъюнктуру (цена Urals около 4 тыс руб за баррель).
Вероятно, ненефтегазовых доходов соберут 18.3-18.5 трлн, а нефтегазовых 4.5 трлн, т.е. в сумме 22.8-23 трлн или около 37.6 трлн по итогам года по консервативным оценкам.
Наибольшая сложность по расходам.
В мае расходы составили 2.63 трлн (+19.7% г/г), за три месяца – 10.1 трлн (+13.7%), с начала года – 18.1 трлн (+20.7% г/г), за 6м – 25.3 трлн (+22.3% г/г), а за 12м – 43.3 трлн (+25.4% г/г).
По плану расходы в 2025 должны составить 42.3 трлн vs 41.5 трлн по изначальному плану. Этого добиться практически невозможно, а почему?
До конца года Минфину необходимо потратить 24.2 трлн vs 25.2 трлн в 2024 и 19.5 трлн в 2023, чтобы уложиться в план или сократить расходы на 4% г/г по номиналу!
Если не учитывать авансирование в начале года, актуальная тенденция – 15-17% роста расходов на год.
Даже если Минфин перейдет в режим повышенной экономии и увеличит расходы на 8% г/г – это будет 27.2 трлн расходов до конца года или 45.4 трлн по итогам года.
Дефицит бюджета по итогам года формируется на уровне 7-8 трлн или … режим чрезвычайной экономии, что спровоцирует рецессию в экономике.