Сенат США 1 июля 2025 принял свою версию законопроекта после более чем суток дебатов и значительного количества голосований по поправкам. В подробности не вдавался, сейчас не интересно, 940 страничный документ имеет смысл анализировать только после финальной подписи Трампа.
Итоговое голосование в Сенате прошло с минимальным перевесом: 50 сенаторов "за", 50 "против", а решающий голос отдал вице-президент Джей Ди Вэнс.
Теперь законопроект возвращён в Палату представителей для повторного утверждения с учётом сенатских поправок. Палата должна либо согласиться с изменённой версией, либо инициировать согласительный комитет, если возникнут разногласия.
Республиканцы в Палате представителей имеют небольшое большинство, но ожидается сложное голосование из-за разногласий внутри партии по вопросам дефицита бюджета и социальных расходов.
Не все так гладко. В Сенате 3 республиканца (Сьюзан Коллинз, Том Тиллис, Рэнд Пол) соскочили и проголосовали против (Трамп уже называл их либеральными дураками?).
С высокой вероятностью, на днях или до середины июля законопроект протащат на подпись Трампу. В последней версии "Большого Красивого законопроекта" (One Big Beautiful Bill Act), принятой Сенатом США, лимит по государственному долгу увеличивается на 5 трлн.
Скоро фискальный насос заработает на полную мощность. С чем подошли?
Кэш баланс Минфина США составил 457 млрд на 30 июня vs 351.4 млрд месяцем ранее, что связано с вероятным профицитом бюджета на уровне 62 млрд и чистыми заимствования на 44 млрд.
Что происходило на рынке трежерис последние полгода?
Чистые размещения трежерис в 1П25 составили 377 млрд vs 679.3 млрд за 1П24, где векселей погасили на 402 млрд vs +90 млрд в 1П25, в нотах заняли 557.3 млрд vs 316 млрд, в бондах – 189.5 млрд vs 235.5 млрд, а в TIPS – 33.1 млрд vs 37.6 млрд.
Напомню, что с начала 2025 непрерывно действует лимит по госдолгу, но не помешало занять 377 млрд и близкие к рекордным темпы в нотах и бондах – 747 млрд vs 551 млрд годом ранее, т.е рынок госдолга был крайне разогрет, что и оказывало влияния на доходности трежерис в сторону повышения по всей кривой от 3 лет.
Плотность заимствований распределена неравномерно. Например, с 13 февраля по 31 мая чистые заимствования были равны нулю. Активно работали с 1 января по 12 февраля 2025, где заняли 308 млрд и еще в июне на 69 млрд без учета FRN и квазирыночных обязательств.
В июне погашения векселей составили 219 млрд, что усилило дисбаланс спроса и предложения, оказывая понижающий эффект на доходности, а в среднесрочных и долгосрочных бумагах – обратный эффект, т.к. были интенсивные размещения в нотах на 229 млрд, в бондах – 52 млрд и в TIPS – 7 млрд.
С начала марта 2024 Минфин США начал перекладываться из векселей в среднесрочные и долгосрочные гособлигации. Так в векселях за 15 месяцев чистые погашения составили 227 млрд, в нотах заняли 1.41 трлн, в бондах – 562 млрд, а в TIPS – 92 млрд.
Нагрузка на долговой рынок очень высокая. Так гособлигации от двух лет сейчас размещают в темпах по 800-880 млрд за полгода, тогда как условно безопасная интенсивность заимствований составляет почти вдвое меньше – 400-500 млрд за полгода. Бывало и выше – в 4кв09-1кв10 размещали по 900-1000 млрд за полгода и в 2021 около 1.3-1.4 трлн, но тогда была программа QE.
В чем заключается проблема? Векселя обычно выкупает финансовый сектор и банки, в том числе фонды денежного рынка в основном в условиях профицита ликвидности, но сейчас с этим плохо – вся избыточная ликвидность устранена еще в 2024.
Среднесрочные и долгосрочные гособлигации выкупают нерезиденты, пенсионные, страховые и инвестиционные фонды США и американские домохозяйства.
Поддерживать долговременную интенсивность свыше 0.8 трлн чистых размещений «длинных» гособлигаций в нынешних условиях невозможно из-за рекордно низких чистых национальных сбережений. Остаток должны перехватывать нерезиденты, они и перехватывали, но не до обострения тарифных войн, а ведь дальше будет только хуже.
Продолжение следует.