Роботы захватят мир?
В последнем отчете Tesla был акцент на робототехнике и беспилотных такси.
С такси не так интересно, интриги почти нет – ни технические (концепция беспилотных авто давно существует), ни финансово. Чтобы был эффект в масштабах бизнеса Tesla, должна быть экспансия на сотни тысяч авто (желательно на миллионы, а это только мировой рынок), но строгие правила сертификации выступят главным препятствием для активной экспансии, поэтому речь идет о тысячах, в лучшем случае десятках тысяч экземпляров в некоторых штатах США.
С роботами намного интереснее. Даже, если прогнозы Маска о миллионах произведенных роботов через 5 лет окажутся нереализованными (что весьма вероятно), сам процесс внедрения и экспансии достаточно любопытен.
Гуманоидные роботы существуют более четверти века, но почему экспансия именно сейчас?
В первую очередь – ИИ мозг без которого немыслима ни автономность, ни позиционирование и адаптация в реальном мире, а во-вторую очередь: удешевление материалов и железа (сенсоры, приводы, вычислительные мощности, аккумуляторы).
Комбинация зрелости технологий, а в особенности прогресс в ИИ позволил устроить ренессанс в робототехнике.
Вообще, конечно, анализ рынка следует начать с китайского опыта, где более быстрые и впечатляющие темпы развития, но сделаю акцент на проекте Tesla, т.к. Илон Маск характеризиется непрерывными историями успеха мирового значения и масштаба.
Гуманоидные роботы Optimus – это механизированное устройство с ИИ весом 57 кг и ростом 173 см при максимальной скорости перемещения 8 км/ч, грузоподъемностью от 20 кг до 68 кг в особых модификациях с конструкцией при 40 степенях свободы (руки62, кисти62, ноги62, торс- 2, шея- 2) и тактильных датчиках во всех пальцах.
Заявленное время автономное работы до 8 часов умеренных нагрузок. Optimus имеет вычислительный модуль FSD Computer 2 (HW4) с невероятной производительностью 360TOPS с обучением на суперкомпьютерах Dojoи интеграцией Grok 4 от xAI.
Ключевое преимущество Tesla в гонке гуманоидных роботов - это огромный опыт в области искусственного интеллекта и нейронных сетей, накопленный при разработке системы Full Self-Driving (FSD) для своих автомобилей. Optimus использует ту же фундаментальную архитектуру.
Однако, роботу требуется на порядок больше параметров для ручной манипуляции и работе с людьми, чем автопилоту на дороге.
Заявленные характеристики неплохи. Но в реальном мире имеют значение: цена, надежность, стабильность, автономность, стоимость обслуживания и эффективность.
Если заявленная цена в 20-25 тыс будет актуальной, а объявленная автономность в первой версии составит хотя бы 6-8 часов при подзарядке менее, чем за 2 часа – это хорошая заявка.
Я бы не стал недооценивать гуманоидных роботов, учитывая, насколько феноменальны рывок в генеративном ИИ и как сильно выросла производительность вычислительных блоков за последние годы. Без мощностей и ИИ это просто железка, как в начале нулевых.
Уже сейчас роботы Optimusв ограниченном/тестовом применении работают на заводах Tesla: сортируют аккумуляторы 4680, перекладывает их в лоткии контейнеры, перемещают детали и инструмент по маршрутам «ярус конвейера-склад», обслуживают посетителей (поднос напитков, навигация по залу).
Таким образом, формируется потенциальный спектр применения: логистика, сортировка и комплектование, перемещение и размещение грузов (грузчик и мерчандайзер), работа в общепитах официантами, уборка помещений, в перспективе бытовое применение (приготовление пищи, уборка и уход за домом и садом), консьерж, более глубокая работа на конвейере, строительные и монтажные работы (все зависит от мелкой моторики и степеней свободы), работа в зонах бедствий и … боевые операции.
Учитывая технологии, опыт, ресурсы и финансовое обеспечение компаний Илона Маска, не стоит снисходительно рассматривать проект Optimus,особенно в контексте презентационных возможностей последних китайских разработок в робототехнике.