Попытка сломать ФРС
Трамп, как крот прогрызает основу независимости ФРС, пытаясь монетарный станок сделать персональным исполнителем собственных желаний, как в худших примерах полудиких стран Африки и Латинской Америки. Получится ли?
Не так просто, если отбросить теории заговора и всякие эти Дипстейты, процедура голосований заключается в следующем: все голоса равны, даже голос Пауэлла имеет равный вес относительно других голосующих, нет асимметрии или персональных привилегий.
Структура голосующих хорошо известна и не меняется 90 лет (с 1935 года при окончательной фиксации в 1942 году).
Есть 7 постоянных членов Совета управляющих ФРС: тот самый Джером Пауэлл, Филип Джефферсон (вице-президент), Мишель Боуман (вице-председатель по надзору), Майкл Барр, Лиза Кук, Кристофер Уоллер и ушедшая Адриана Куглер.
Также 5 региональных представителей ФРБ: один постоянный член ФРБ Нью-Йорка, проводящие все операции ФРС на открытом рынке - Джон Уильямс, Сьюзан Коллинз (ФРБ Бостона), Аустан Гулсби (ФРБ Чикаго), Альберто Мусалем (ФРБ Сент-Луиса) и Джеффри Шмид (ФРБ Канзас-Сити).
Региональные ФРБ постоянно ротируются.
Результаты голосования определяются простым большинством голосов при равном весе голосов. Минимум 7 vs 5, но реально обычно меньше, т.к. часто бывают неполные голосования по разным причинам.
Если голоса равные – результат на предыдущем заседании остается неизменным и переносится на текущее заседание. Комитет может вернуться к обсуждению и скорректировать предложение, но обязательного переголосования нет.
В истории ФРС никогда не было равного баланса голосов. Те, кто голосует против большинства, называются «диссидентами». Обычно ФРС функционирует в условиях консенсуса, но за последние 70 лет было 5% голосов против общего решения.
Обычно в год на 8 заседаниях в сумме 90-96 голосов, а с 2021 года до последнего заседания было лишь 5 голосов против консенсуса (всего 1.3%, в пределах погрешности) и еще 2 на последнем заседании (Уоллер и Боумен, которым Трамп обещал председательство в 2026 году).
После ухода Куглер (не имеют значения причины) у Трампа будет три «ручные псины», но не изменит исход голосования, т.к. нужно семь!
Председатель ФРС не имеет право вето или доминирующего веса голоса, но обычно неформально, кулуарно управляет внутренним консенсусом, влияя на баланс мнений, модерирует заседания, формирует повестку дня и рыночные настроения, ожидания.
Однако, даже смена главы ФРС не делает трансмиссию голосов автоматической. Структура ФРС ограничивает быстрые сдвиги.
Может ли Трамп уволить Пауэлла? Да, может! Не нужно тут приводить юридические выдержи и отсутствие прецедентов (ни один президент США никогда в истории не увольнял председателя ФРС).
Трампу плевать на законы, он их ломает так, как захочет. Единственное, что его сдерживает – рекомендации его ближнего окружения, что увольнение Пауэлла вызовет рыночный хаос.
Трампа не интересует долгосрочные катастрофические последствия подрыва независимости ФРС, но интересуют краткосрочные рыночные последствия, которые могут поцарапать его раздутое «эго победителя».
Но почему риск увольнения Пауэлла осенью 2025 весьма высок? В сентябре Пауэлл собирается сохранить ставку и сделает все для этого возможное
(разгон инфляции в помощь).
Трамп избыточно эмоционально вовлечен в попытку «приструнить Пауэлла» (ежедневные призывы снизить ставку, угрозы и оскорбления в сторону Пауэлла), тогда как Пауэлл своими действиями публично возит раздутое до галактические масштабов рыжее эго по столу в Овальном кабинете.
Нельзя претендовать на статус галактического императора, если какие-то «подконтрольные клерки» (так Трамп воспринимает всех чиновников) демонстративно игнорируют призывы, выставляя Трампа немощным дураком (ты ежедневно призываешь, а результата нет).
Если Пауэлл огрызается и не слушается, как можно всех мировых правителей, президентов и премьер-министров выстроить в ряд по стойке для того, чтобы целовать зад Трампу?
Удар по самолюбию Трампа слишком высок и этот удар перевесит последствия от увольнения Пауэлла, поэтому осенью Трампа бомбанет не на шутку.