Консолидированный бюджет России
Только анализ консолидированного бюджета позволит оценить интегральную диспозицию бюджетных потоков (федеральный бюджет + региональные бюджеты + государственные внебюджетные фонды).
Например, доля федерального бюджета в сборе нефтегазовых доходов – 100%, как и в сборе НДС или таможенных пошлин, тогда как доля акцизов составляет 51.5% в совокупных сборах на всех бюджетных уровнях, по налогу на прибыль компаний – 40.5%, сборы по НДФЛ (крайне важная категория в структуре доходов) всего 3%.
Последние доступные данные за 1П25:
Совокупные доходы на всех уровнях – 35.2 трлн за 1П25, +5.5% г/г vs +30.1% г/г в 2024, (-2.5%) г/г в 2023 и +21.9% г/г в 2022 (далее в указанной последовательности в сравнении к предыдущему году).
Нефтегазовые доходы – 4.73 трлн 1П25, (-16.9%) г/г, +68.5%, (-47%), +68.9% г/г по вышеуказанным периодам.
Ненефтегазовые доходы – 30.5 трлн в 1П25, +10.1% г/г, +24.3%, +11.7%, +12% г/г, из которых:
• НДС – 7 трлн, +7.3% г/г, +17.8%, +17% и +7.9% г/г соответственно;
• Акцизы – 1.5 трлн, +13.5% г/г, +11.8%, +3.7% и +15.8% г/г;
• Налог на прибыль – 4.7 трлн, +16.5% г/г, (-0.5%), +5.2% и +44.9%;
• НДФЛ – 3.72 трлн, +12.1% г/г, +32%, +4.6% и +13.6%;
• Ввозные пошлины – 0.5 трлн, (-8.6%) г/г, +18.4%, +45.2% и (-20.9%);
• Страховые взносы по всем позициям – 7.47 трлн, +10.7% г/г, +35.7%, +10.5% и +6.3%;
• Прочие доходы – 5.56 трлн, +7.6% г/г, +46.2%, +18.7% и (-1.2%) соответственно.
Население (НДФЛ + страховые взносы) приносит бюджету 11.2 трлн (31.8% от совокупных доходов и 36.7% от ненефтегазовых доходов), +11.1% г/г, +34.4%, +8.4% и +8.7% г/г соответственно.
Товарооборот (НДС + акцизы + пошлины) приносит 9 трлн, +7.2% г/г, +16.9%, +16% и +7.2% г/г.
Расходы растут значительно быстрее доходов – 38.8 трлн в 1П25, +18.7% г/г, +17.3% г/г в 2024, +18.6% г/г в 2023, +16.4% г/г в 2022.
Все это сформировало рекордный за всю историю дефицит в 3.6 трлн за 1П25 vs профицита 0.7 трлн в 1П24, дефицита в 2.2 трлн в 1П23 и профицита 2.8 трлн в 1П22.
В условиях замедления экономики и инфляции, генерировать высокие показатели номинального прироста ненефтегазовых доходов невозможно без роста конверсии сбора налогов или изменения налогового законодательства (чревато долгосрочными проблемами), а нефтегазовые доходы «зажаты» санкционными ограничениями, низкими ценами на нефть и крепким рублем, тогда как расходы растут на 17-19% в год последние 4 года.
Разрыв по дефициту нарастает и единственная возможность остановить накопление кассовых разрывов – стабилизировать расходную часть, но это может нести негативные макроэкономические последствия, учитывая высокую зависимость экономики от бюджетного импульса.