Дефицит федерального бюджета России продолжает интенсивно увеличиваться
Дефицит федерального бюджета России продолжает интенсивно увеличиваться
В августе профицит бюджета составил 686 млрд vs профицита 1071 млрд годом ранее, что привело к расширению 12м дефицита до 7.65 трлн (за всю историю хуже было только один раз в мае 2023 на уровне 7.91 трлн) vs 7.27 трлн в июле, 6.58 трлн в июне, 6.15 трлн в мае и 5.57 трлн в апреле.
В авг.24 12м дефицит составил всего 1.12 трлн, а за последние 12м только один раз (в фев.25) месячный дефицит оказался немного лучше прошлого года, поэтому 11 из 12 месяцев расширения дефицита.
Относительно доходов бюджета 12м дефицит составил 20.5%, что является кризисным уровнем за четверть века такое было 4 раза (фев-авг.23, дек.20-апр.21, сен.16-янв.17 и в 2009), ранее критическое отклонение было не более 6-7 месяцев.
Из чего формируется околорекордный дефицит бюджета?
Совокупные доходы федерального бюджета 37.4 трлн за 12м (+6.3% г/г и +37.4% за два года), за 8м25 23.7 трлн (+3% г/г и +39.6% к 8м23), за 3м 9 трлн (+2.9% г/г и +25.4% за два года, а в авг.25 3.4 трлн, +3.9% г/г.
Нефтегазовые доходы 9.6 трлн за 12м (-16.8% г/г и +11.6% за два года), за 8м25 6 трлн (-20.2% г/г и +24.6% за два года), за 3м 1.78 трлн (-31.4% г/г и -9.9% за два года), в авг.25 0.5 трлн (-25.1% г/г).
Ненефтегазовые доходы 23.6 трлн за 12м (+17.6% г/г и +49.4% за два года), за 8м25 17.7 трлн (+14.3% г/г и +45.6% к 8м23), за 3м 7.2 трлн (+17.4% г/г и +38.9% за два года), в авг.25 2.9 трлн (+16.1% г/г).
Насколько реалистичны планы формирования 38.5 трлн по итогам 2025? Крайне сложно в основном из-за нефтегазовых доходов. При текущей конъюнктуре среднемесячные нефтегазовые доходы без учета НДД складываются около 0.5 трлн, учитывая временный запрет на экспорт бензина, нестабильность потоков в Индию, замедление поставок нефти в Китай, ужесточение санкций, слабую энергетическую конъюнктуру и все еще переукрепленный рубль, реалистичный план на оставшиеся 4 месяца 2.4-2.5 трлн с учетом НДД по нефтегазовым доходам.
Ненефтегазовые доходы немного ускорились за последние три месяца практически полностью за счет фактора дивидендов, но учитывая замедление инфляции, спроса (НДС всего +6% г/г за 8м25), существенное ухудшение сборов по корпоративным прибылям с весны, - программа максимум с сентября по декабрь 11.5 трлн или +15% г/г.
До конца года могут собрать около 14 трлн доходов (+2.4% г/г) и 37.7 трлн по итогам 2025 и это будет скорее очень хороший показатель (недобор около 0.8 трлн от плана).
По расходам все агрессивно 45 трлн за 12м (+24.1% г/г и +36.8% за два года), за 8м25 27.9 трлн (+21.1% г/г и +46% к 8м23), за 3м 9.8 трлн (+21.8% г/г и +56.2% за два года), а в августе очень высокие расходы 2.72 трлн или +23.2% г/г.
Расходы растут стабильно в диапазоне 21-23% г/г без признаков замедления. Чтобы уложиться в план 42.3 трлн, в следующие 4 месяца расходы должны составить 14.4 трлн (42.3 трлн по плану 27.9 трлн по факту за 8м25), т.е. обвалиться почти на 16% г/г.
Если расходы растут на 21-23% г/г, спровоцирует ли Минфин суперрезкий обвал на 16% г/г? Очевидно, что нет.
Если предположить, что доходы будут 38.5 трлн (вероятно около 37.7 трлн), при росте расходов на 20% г/г (по нижней границе с начала года), дефицит составит 10 трлн, при росте расходов на 15% г/г, дефицит 9.1 трлн, а чтобы уложиться в 8.2 трлн, расходы должны замедлиться до 10% г/г.
Относительно приемлемый дефицит в 6.5 трлн будет только при обнулении темпов расходов и если доходов соберут по плану. 5 трлн? Из области фантастики при падении расходов на 9% г/г.
На самом деле, дефицит уже почти 8 трлн за 12м (это по факту), а учитывая тенденцию достаточно интенсивного ухудшения (11 из 12 месяцев), выход на 10 трлн и выше вполне реалистичный сценарий.
Сейчас все зависит от готовности Минфина тратить и возможности занимать на рынке. В текущих условиях, дефицит в 6.5 трлн супер оптимистический сценарий, 8-8.5 трлн сбалансированный сценарий и 10 трлн по тренду за последние 12м.