Ценовые ожидания российского бизнеса остаются низкими по меркам 2023-2024
В августе инфляционные ожидания бизнеса на следующие три месяца составили 18п после 18.19п в июле – формально это минимум с май.23, хотя в июн.25 были сопоставимые показатели – 18.03п.
Ценовые ожидания бизнеса трансформируются в инфляцию примерно с коэффициентом 0.5.
С апр.25 ценовые ожидания стабилизировались и практически не меняются – в среднем 18.13п, т.е. тренд дезинфляции (дек.24-апр.25) окончательно сломлен и происходит стабилизация.
Насколько стабилизация возле 18п отклоняется от целевых ориентиров Банка России?
За 3м – 18.07п, 6м – 18.31п, 8м25 – 19.11 vs 21.02 за 8м24, в 2024 – 22.7п, в 2023 – 19.98п, в 2021 – 20.65п, а в 2017-2019 – 8.68п.
Начиная с фев.22 ниже, чем 18п было на протяжении 12 месяцев с июн.22 по май.23 со средним показателем 16.56п и в этот период ставка была 7.5% (в среднем 7.9%).
В период нынешнего ужесточения ДКП средние ИО бизнеса были 22.74п (с июл.23 по дек.24).
До 2022 ИО выше 18п были только три месяца (ноя.14-янв.15), а по долгосрочной средней 2015-2021 получается 12.1п.
В этом смысле текущие ИО почти в 2.1 раза выше целевых показателей ЦБ (2017-2019) и в 1.5 раза выше долгосрочной средней.
Отсутствие прогресса с апреля 2025 свидетельствует о том, что бизнес не воспринимает текущие формально низкие показатели инфляции (уже ниже 8.2% г/г в начале сентября), как устойчивые.
Происходит заякоривание высоких ИО, чего ЦБ попытается избежать в виде пролонгации концепции ограничительной ДКП.
Из секторов следует отдельно рассмотреть розничную торговлю, имеющую высокую конверсию ИО в фактическое изменение цен в рознице и секторе услуг потребительского назначения.
В рознице ИО выросли до 34.76п (максимум с апр.25) после 33.6п в июле, за 3м – 33.86п, 6м – 34.73п, 8м25 – 36.43 vs 39.97п за 8м24, в 2024 – 41.88п, в 2023 – 39.18п, в 2021 – 39.64п, а в 2017-2019 всего 15.97п.
Все это выступает скорее в пользу сдержанности ЦБ в попытке быстрого смягчения ДКП, особенно учитывая, что основной вклад в стабилизацию цен внес курс рубля + овощная группа, транслируемый (курс рубля) через очень низкие по историческим меркам темпы роста цен в непродовольственных товарах – всего 1.3% SAAR по 6м средней , тогда как продукты – 7.3%, а услуги – 10% SAAR.
По моим расчетам устойчивая инфляция, изолированная от овощной группы и товаров, услуг, сильно коррелируемых с курсом рубля, составляет 8.2% SAAR по 6м средней, что вдвое выше таргета.