Ставка Банка России снижена на 1 п.п до 17%, сигнал нейтральный
В соответствии с тональностью пресс релиза, сигнал даже умеренно-жесткий, т.к. ЦБ не открывает пространство маневра для ритмичного снижения ставки в конце года.
Не исключена пауза на следующем заседании, смягчение ДКП не предопределено в «автоматическом режиме».
Банк России пошел против вшитых ожиданий рынка и против консенсуса инвестиционного сообщества, но это не является уникальным поведением ЦБ, т.к. на протяжении всего 2024 года ЦБ шел против рынка.
Банк России полностью сместил макроэкономические риски в сторону проинфляционных рисков в соответствии с ранее озвученными аргументами здесь и здесь.
Банк России будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели в 2026 году. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции и динамики инфляционных ожиданий.
При этом ЦБ убрал из пресс релиза «продолжительный период проведения жесткой ДКП», что было в июльском пресс-релизе. Также убран акцент на «значительным замедлении роста кредитования».
ЦБ зафиксировал:
• значительную стабилизации инфляции при все еще высоких инфляционных ожиданиях,
• охлаждение экономики, но отказался считать макроэкономические риски доминирующими,
• ускорение кредитование по верхней границе прогнозного диапазона при отсутствии подвижности депозитов в сторону снятия,
• отклонение бюджетного импульса в соответствии с прогнозными ориентирами Минфина (ЦБ ждет осенних уточнений по бюджету).
Более подробно из пресс-релиза ЦБ:
Большинство устойчивых показателей инфляции находится в диапазоне 4–6% в пересчете на год.
Инфляционные ожидания в последние месяцы существенно не изменились. В целом они сохраняются на повышенном уровне. Это может препятствовать устойчивому замедлению инфляции.
Отклонение российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста уменьшается, но рост остается все еще положительным.
Значительное охлаждение наблюдается в отраслях, ориентированных на внешний спрос.
Напряженность на рынке труда значимо не снижается (безработица на историческом минимуме), хотя доля предприятий, испытывающих дефицит кадров, продолжает сокращаться.
Зарплаты растут медленнее, чем в 2024 году, но темпы их повышения пока опережают рост производительности труда.
Сберегательная активность населения сохраняется при снижении депозитных ставок.
Рост портфеля корпоративных кредитов значимо ускорился. Наблюдается некоторое оживление в розничном сегменте, при этом по итогам года общее кредитование может вырасти ближе к 10% (верхняя граница прогнозного диапазона).
Проинфляционные риски по-прежнему преобладают над дезинфляционными на среднесрочном горизонте.
Проинфляционные риски связаны с более длительным сохранением отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста и высоких инфляционных ожиданий, а также с ухудшением условий внешней торговли, тогда как дезинфляционные риски концентрируются в значительном замедлении внутреннего спроса.
Бюджетный импульс НЕ нормализовался с учетом накопленного с начала года бюджетного дефицита. Банк России исходит из объявленных параметров бюджетной политики, в случае отклонения бюджетного импульса от планов, может потребоваться корректировка проводимой ДКП.
В целом, в соответствии с тональностью и акцентами, ЦБ берет время «на подумать», считая, что накопленного макроэкономического потенциала и инерции хватит, чтобы принять мягкую посадку экономики без рисков реализации рецессии, одновременно с этим ЦБ пытается приглушить инвестиционный и кредитный ажиотаж, который мог бы возникнуть, если проекция намерений ЦБ сложилась в сторону ритмичного снижения ставок.
Главные риски концентрируются в незаякоренных инфляционных ожиданиях при перегретом рынке труда, когда любое расширение спроса моментально будет трансформироваться в рост цен сразу или с небольшими лагами (ранее писал об этом).
Анализ пресс-конференции ЦБ будет завтра.