Структура расходов федерального бюджета России

Структура расходов федерального бюджета России

Структура расходов федерального бюджета России

Нет ретроспективной структуры расходов с 2022, - только в рамках проекта бюджета и нет никакой возможности подтвердить заявленную структуру/пропорцию расходов в 2022-2025.

Все, что представлено в таблице с 2022 по 2025 включительно носит информационный характер, т.к. фактические расхождения достаточно высоки.

В 2022 заявлено 27.6 трлн, а по факту – 31.1 трлн (+12.7% или +3.5 трлн), в 2023 – 30.3 трлн, а получили 32.3 трлн (+6.9% или 2.1 трлн), в 2024 – 36.7 трлн, а по факту 40.2 трлн (+9.6% или +3.5 трлн), а в 2025 – 41.5 трлн и обещают всего 42.8 трлн при фактическом исполнении на уровне 45 трлн в авг.25.

С 2022 по 2024 отклонение на 9.1 трлн, а как эти средства были распределены по направлениям расходов – неизвестно, но вероятно, основная часть в оборонный сектор.

Что выделяется в структуре расходов?

Снижение оборонных расходов с 13.5 трлн в 2025 до 12.9 трлн в 2026, но доля в структуре расходов бюджета сократилась более значительно с 32.5 до 29.3% при средней доле 14.6% в 2011-2013 и 16.9% в 2017-2019. Справедливо говорить об удвоении концентрации оборонных расходов в структуре бюджета.

Расходы на нацбезопасность выросли на 13% г/г в 2026 после стагнации в 2023-2025, достигая 3.9 трлн, однако в структуре расходов доля незначительна – всего 8.9% в 2026 (вблизи минимума за все время) при 13.8% в 2011-2013 и 11.6% в 2017-2019.

В совокупности на оборону и безопасность потратят почти 17 трлн – почти столько же, как и в 2025 по сравнению с 5.9 трлн в 2021 (рост в 2.9 раза по номиналу), а относительно структуры расходов – 38.2% в 2026 (минимум с 2023) vs 28.3% в 2011-2013 и 28.6% в 2017-2019.

Фактор СВО – это плюс 10 п.п смещения расходов в пользу «силовых» статей.

На экономику и инфраструктуру потратят 7.9 трлн в 2026 vs 7.1 трлн в 2025 и 5.4 трлн в 2021, тогда как доля в структуре расходов составит 17.9% в 2026 vs 17.2% в 2011-2013 и 16.8% в 2017-2019, т.е. нет «ущемления» экономических задач.

На социальную политику и человеческий капитал (образование, здоровье, культура и спорт) потратят 11.1 трлн в совокупности по сравнению с 10.2 трлн в 2025, что составляет 25.2% в расходах за 2026 vs 24.7% в 2025, а в 2021 – 9.4 трлн (38.1%), и меньше, чем в 2011-2013 – 39.5% и 2017-2019 – 36.7%.

В рамках структуры бюджета накопление оборонных статей произошло за счет социальной политики и человеческого капитала до 2025, но с 2026 пропорция меняется в сторону социальной политики. Однако, следует понимать, что доминирующая часть расходов концентрируется в бюджете субъектов РФ и социальных фондах.

Для понимания структуры, соцполитика и человеческий капитал в 2025 составят почти 39.6 трлн, где доля федеральных расходов лишь 25.7%, поэтому федеральный бюджет не определяет траекторию расходов в этом направлении.

Особо выделяются процентные расходы, которые составят значительные 3.9 трлн (8.9% от расходов) vs 3.2 трлн (7.7%) в 2025, 2.3 трлн (6.2%) в 2024, 1.5 трлн (5%) в 2023 и 1.4 трлн (5.1%) в 2022 и всего 1.1 трлн (4.4%) в 2021 vs 2.5% в 2011-2013 и 4.4% в 2017-2019.

С точки зрения структуры бюджета, проект на 2026 более ориентирован на социальную политику, человеческий капитал и экономику, чем проект 2025 года.

Структура расходов федерального бюджета России

Источник: Telegram-канал "Spydell_finance"

Топ

Лента новостей