Влияние ИИ на экономику
Нет никакой логической связи между ИИ и расширенным положительным макроэкономическим влиянием в масштабе всей экономики, тогда как локальный эффект в отдельных сегментах бизнеса и отраслях может быть очень выраженным.
Для этого необходимо понимать направляющий канал наибольшего воздействия ИИ, который концентрируется в создание контента различного рода и в работе с информацией.
ИИ приводит к обнулению стоимости контента. Генеративные модели радикально снижают предельную стоимость производства единицы контента и снимают барьеры входа.
Чем определяется ценность продукта или услуги?
В первую очередь общественной востребованностью, которая в своей основе строго лимитированная и не все упирается в платежеспособность потенциальных клиентов.
Ограниченностью предложения, которое определяется высоким порогом входа и дефицитностью.
Как это работает на практике? Предположим, совокупность талантливых графических дизайнеров, которые долго учились и имеют средний опыт работы более 7-8 лет в специализированных приложениях по созданию и редактированию изображений (штучное предложение на рынке), имея предельную способность по генерации конечного продукта объемом X.
Рынок сбалансировал спрос и предложение и в целом обеспечивая низкую волатильность колебания спроса вокруг X.
Появляются автогены в LLMs, способные синтезировать работу профессиональных графических дизайнеров буквально на порядки быстрее, т.е. изначальная совокупность профи уже может выдавать не X, а 20-30 или 40X предложения при том, что рынку не нужно больше, чем X, что обрушает цены в десятки раз и/или приводит к увольнению графических дизайнеров в несколько раз.
Более того, сложносочиненные профессиональные графические редакторы заменены простыми в использовании автогенами ИИ с автоматической донастройкой промпта с помощью ИИ и широкими возможностями авто-редактирования, что снижает порог входа в этот сегмент до уровня «абсолютно тупых», заполоняя рынок дилетантами, заваливающие рынок «передозом» сгенерированного ИИ контента, что расширяет предложение еще в десятки раз. В итоге изначальный X превращается в 1000X или 10000X, что полностью уничтожает стоимость конечного продукта.
Примеров можно привести десятки, но суть понятна. Все, что способен генерировать ИИ не будет стоить ничего (графика, видео, аудио, текст) – весь медиа контент обнулится и даже будет иметь отрицательную стоимость.
Никто и никогда в макромасштабе не будет больше платить на медиа контент за редкими исключениями, для генерации которого создан беспрецедентно низкий порог входа, а предложение которого вырастет в тысячи раз.
ИИ не расширяет возможности в отличие всех предыдущих технологий, а имеет чрезвычайно сильный эффект вытеснения.
Как это работает? Любая работа, связанная со сбором, обработкой, интерпретацией и воспроизведением информации под угрозой.
Медицинские специалисты в рамках первичной консультации и обработки медицинской документации, репетиторы, коучи и консультанты, бухгалтеры и аудиторы, копирайтеры и контент-маркетологи, секретари, стенографисты, редакторы, переводчики и лингвисты, юристы, финансовые консультанты и аналитики, консалтинг специалисты, ну и конечно же программисты.
Это не убивает профессии, но радикально снижает спрос в сегменте низко и среднеквалифицированного персонала, что в перспективе убьет и верхний эшелон эволюции, т.к. профессионалы получаются из низко и среднеквалифицированного персонала.
Скорость вытеснение будет заметно выше, чем скорость переквалификации работников в другие виды профессий из-за скорости развития, внедрения и развертывания ИИ и масштаба применения.
ИИ не создает рабочие места (не пойдут же секретари или переводчики и инженеры ядра LLMs, в спецы обучения моделей или в инженеры развертывания дата центров или прокладки электрокабелей), а сильно трансформирует структуру занятости с выраженным эффектом вытеснения.
Чем лучше, надежнее и стабильнее будет становиться ИИ – тем хуже макроэффект, что будет выражаться в росте безработицы, в падении доходов и снижении спроса.
Продолжение следует...