Что происходило с инфляцией в России в сентябре?
Инфляция в сентябре составила 0.55% м/м SA после 0.33 м/м в августе, за 3м – 0.52%, 6м – 0.44%, 9м25 – 0.51% (6.3% SAAR) vs 0.68% (8.5% SAAR) за 9м24 при норме 0.27% в 2017-2019 по среднемесячным темпам. Отклонение от нормы в 1.9 раза по 3м средней.
Следует отметить ускорение с 0.36% в 2кв25 до 0.52% в 3кв25, однако половину прироста цен в 3кв25 обеспечило ЖКХ и бензин, без них все относительно стабильно.
Продовольственная группа – 0.44% м/м в сентябре после 0.25% в августе, за 3м – 0.3%, 6м – 0.43%, 9м25 – 0.53% vs 0.71% за 9м24 при норме 0.23% в 2017-2019. Несущественное отклонение от нормы в пределах погрешности, учитывая волатильность цен в этой группе.
Непродовольственная группа - 0.49% м/м в сентябре после 0.36% в августе, за 3м – 0.37%, 6м – 0.19%, 9м25 – 0.22% vs 0.46% за 9м24 при норме 0.27%. Весь негативный эффект за счет топлива, без него в пределах нормы.
Услуги – 0.74% м/м в сентябре после 0.43% в августе, за 3м – 1%, 6м – 0.76%, 9м25 – 0.84% vs 0.9% за 9м24 при норме 0.33%.Отклонение от нормы втрое, стабилизации цен не наблюдается.
Базовый ИПЦ составил 0.38% м/м в сентябре после 0.33%, за 3м – 0.35%, 6м – 0.36%, 9м25 – 0.47% vs 0.6% за 9м24 при норме 0.25%. Отклонение от нормы в 1.4 раза.
Любопытно, а как изменились цены в России с янв.22 по сен.25? Динамика цен по категориям была очень неравномерной, поэтому интересен накопленный итог.
Общий уровень цен вырос на 37%, где продовольственные товары – 37.5%, непродовольственные – 28.4%, а услуги – 47.5%.
В продуктах самыми быстрорастущими стали: рыбопродукты (50%), кондитерские изделия (48.1%), масло и жиры (46.7%), общепиты (46.2%), хлеб и хлебобулочные (44.8%), сыр (44.7%), молоко и молочная продукция (42.1%), чай и кофе (43.4%).
Среди продуктов группа с наименьшим приростом цен: макаронные и крупяные изделия (8.1%), яйца (21%), сахар (23.7%). Мясопродукты (32.1%), а плодоовощная группа (36.8%).
Среди непродовольственных товаров наибольшие темпы роста: парфюмерно-косметические товары (43.8%), авто (39.8%), медицинские товары (39.5%), моющие и чистящие средства (34.9%), нефтепродукты (30%).
Росстат вместе с ЦБ считают, что с янв.22 по сен.25 телерадио товары, мультимедийная и аудиотехника подешевели на 18.2% (!), средства связи подешевели на 15.1%, а персональные компьютеры минус 7.3%, тогда как электроприборы и бытовые товары всего лишь +17.1%.
Интегрально, все, что касается цифровой, электронной техники и оборудования сейчас стоит дешевле, чем в янв.22, а все, что касается импорта или имеет высокую долю содержания импорта практически не выросло. Ну как, заметили? Сомнительный расклад.
Меха и меховые изделия +5.8%, обувь лишь +10.4%, одежда +16.1% - это накопленная инфляция на 3.5 года.
Мебель +28.1%, а строительные материалы +20%, тогда как инструменты и оборудование +22.7%.
Среди услуг зарубежный туризм +143%, экскурсионные услуги +73%, пассажирский транспорт +56.9%, медицинские услуги +45%, бытовые услуги +43.5%, ЖКХ +41.6%, культура, спорт и развлечения +41%, образование +35.7%, а связь +31.8%.
Эти данные привел не просто так. Последние три месяца опережающими темпами растут всего 4 категории: топливо, ЖКХ, мясопродукты и образование и все они отставали по накопленному росту цен с янв.22 в сравнении с другими категориями, т.е. происходит выравнивание цен.
По 3м динамике в продуктах в два раза отклонение от цели ЦБ (свыше 0.64% среднемесячного прироста) наблюдается в общепите (0.86%), чай, кофе (0.68%), сыр (0.79%), хлеб и связанные продукты (0.66%), мясопродукты (0.64%), однако основной вклад обеспечивают мясопродукты.
В услугах помимо ЖКХ сильно растут: образование (1.57%), культура, спорт и развлечение (0.96%), медицина (0.9%), транспорт (0.77%) и все, что связано с туризмом.
С непродовольственными товарами сомнительно – слишком оптимистичная инфляционная картина с янв.22, по субъективным ощущениям намного хуже.
Сейчас основное инфляционное ядро – это услуги, именно там проблемы.