ИИ пузырь по версии МВФ
МВФ
бьет тревогу. Еще одно направление, которое стоит рассмотреть более подробно. О формировании ИИ пузыря я пишу с 2024 году, а МВФ впервые в окт.25 выступил официально с этой позицией.
Риск заключается в том, что высокие ожидания прибыли и производительности от ИИ могут не оправдаться.
Пересмотр чрезмерно оптимистичных ожиданий по росту от ИИ способен вызвать рыночную коррекцию. Оценки технологического сектора и связанных с ИИ отраслей подняты ожиданиями «трансформационных» приростов производительности; если они не материализуются, разочарование по прибыли приведет к переоценке устойчивости ИИ-оценок и обвалу рынка с системными последствиями, выходящими далеко за пределы рынка.
Триггер коррекции: разочарование в финансовых результатах или в реальном влиянии ИИ на производительность может спровоцировать резкую переоценку стоимости (market repricing) технологических активов.
Потенциальный крах бума ИИ может «соперничать по серьезности с крахом доткомов 2000-01 годов».
МВФ не видит разницы между пузырем 2000 и пузырем 2025, считая их тождественными по форме (рост оценок, инвестиционный бум и хайп вокруг технологий, поддержка потребления на фоне прироста рыночных доходов – пирамидальная структура потребления, как в финансовых пирамидах), но различными по структуре и содержанию (пузырь 2025 опаснее, чем 2000).
Усиливающие факторы:
Концентрация рынка: доминирование нескольких крупных технологических компаний в рыночных индексах повышает системный риск.
Метод финансирования: значительная часть инвестиций в ИИ финансируется через менее регулируемый частный кредит (в основном венчурные инвестиции), что увеличивает финансовые уязвимости.
Эффект заражения: падение котировок технологических акций может перекинуться на более широкие финансовые рынки.
Трансмиссия шока на экономику:
Снижение стоимости активов уменьшит совокупное богатство домохозяйств, что приведет к ослаблению потребительских расходов;
Произойдет резкое падение инвестиций, связанных с ИИ (дата-центры, оборудование), которые до этого были важным драйвером роста.
Если ажиотаж привел к чрезмерной концентрации капитала в узком сегменте ИИ, то последующее сворачивание этих инвестиций и неэффективное распределение ресурсов могут замедлить экономическое восстановление.
Уязвимость усугубляется ограниченным фискальным пространством во многих странах, что может снизить эффективность ответных мер политики на такой шок.
Это способно подтолкнуть нейтральную ставку вверх и потребовать более жесткой политики. Исторический ориентир: ФРС повышала ставку суммарно на 175 б.п. в период июнь 1999 - май 2000, чтобы сдержать инфляционные давления. Здесь я не согласен с МВФ, реакция ФРС будет обратной - попытки спасти рынок любой ценой, но это может сдерживаться высокой инфляцией.
Тональность обычно сдержанного МВФ однозначно свидетельствует, что рынок приговорен, т.е. коллапс пузыря неизбежен. Сейчас речь идет лишь о минимизации рисков и приготовлению к неминуемому ущербу.
Хорошая попытка от МВФ, хотя они не привели никакой конкретизированной фактуры или метрик, позволяющих сравнить текущий пузырь с 2000, скорее абстрактная оценка рисков.
Лучшие в индустрии, самые емкие и концептуально насыщенные обзоры меры отклонения американского рынка от сбалансированных показателей приведены в этом канале в десятках материалах за последние 1.5 года.