Оценка денежно-кредитных условий в России в октябре
Интегральный показатель жесткости ДКУ
достиг максимума за 10 лет за счет нормализации инфляции и темпов роста денежных агрегатов (проинфляционный эффект близок к нейтральному) и значительного замедления кредитных индикаторов до показателей 2017 года (наибольший дезинфляционный эффект за 10 лет) при сохранении исключительно жестких неценовых условий кредитования (нормативы и обеспечения) на фоне относительно медленного смягчения ДКП.
Чтобы не перегружать материал графиками (важных изменений не так много), демонстрирую основной и самый важный график в этом материале – историческая динамика отдельных индикаторов жесткости ДКУ (чем сильнее «отлетают» от нулевого уровня вверх – тем жестче ДКУ и наоборот).
Черная линия объединяет четыре основных компонента и показывает меру жесткости ДКУ, проецируя направление ДКП. Чем выше черная линия от нуля, тем выше пространство смягчения ДКП в условиях нормализованных инфляционных ожиданий.
Данные показывают, что пространство для смягчения ДКП открыто.
Смягчение условий банковского кредитования (УБК) в 3кв25 затронуло все сегменты рынка в связи со снижением ключевой ставки, конкуренцией банков за заемщиков и улучшением ситуации с внутренним фондированием.
Смягчение происходило за счет ценовых эффектов (хода процентной ставки), тогда как нормативы/стандарты кредитования оставались жесткими (небольшое смягчение в розничном сегменте, но ужесточение в корпоративном сегменте).
При этом ЦБ отмечает ужесточение контроля банков за качеством корпоративных заемщиков, сужение спектра направлений кредитования, сокращение срочности и повышение залоговых требований под кредит.
Восстановительная динамика идет только в ипотечном кредитовании (в основном за счет льготного ИЖК), тогда как потребительские кредиты и кредитование малого и среднего бизнеса остается в подавленном состоянии (автокредитование не компенсирует слабую динамику в розничном кредитовании).
ЦБ отмечает, что потребность корпоративных заемщиков в реструктуризации продолжила возрастать без детализации подробностей.
Незначительное оживление рыночного ИЖК (доля льготных кредитов в объеме выдач продолжила уменьшаться и составила 78% после 82% в августе).
Банки ждут роста спроса на кредиты в 1кв26, объясняя это ожиданиями дальнейшего смягчения ДКП.
В сентябре-октябре происходила стабилизация процентных ставок на денежных и кредитных рынках за счет пересмотра вверх ожиданий участников рынка по дальнейшей траектории ключевой ставки.
По ключевым тенденциям на основе обзора ЦБ:
• В сентябре приток рублевых средств населения на вклады был слабее, чем в предыдущие месяцы.
• Общее смягчение условий кредитования в 3кв25 сдерживалось поддержанием жестких неценовых условий среди корпоративных клиентов.
• Изменение ставок в сентябре было наиболее заметным в долгосрочным сегменте кредитно-депозитного рынка.
• В октябре рост денежных агрегатов ощутимо ускорился, тогда как замедление кредитной активности сдерживало рост денежного предложения в сентябре
• В октябре замедлилось снижение ставок по операциям банков с розничными клиентами.
Прогноз структурного дефицита ликвидности банковского сектора на конец года понижен на 0.6 трлн руб и находится в диапазоне от 0.5 трлн до 1.3 трлн руб из-за операций Минфина по инвестирования средств ФНБ.
План по заимствованию Минфина России на 2025 был увеличен до 7 трлн руб (ранее: 4.8 трлн руб). За 10м25 привлечение средств составило 4.4 трлн руб, а по выручке и 5.3 трлн руб по номиналу (65% годового плана по выручке).
Банк России заявил, что будет поддерживать такую жесткость денежно-кредитных условий, которая необходима для возвращения инфляции к цели. Дальнейшие решения по ключевой ставке будут приниматься в зависимости от устойчивости замедления инфляции, динамики инфляционных ожиданий и параметров бюджетной политики.








































