Резкий рост инфляционных ожиданий российского бизнеса
В ноябре (по октябрьским данным) зафиксирован слом тенденции к замедлению инфляционных ожиданий, наблюдавшейся в предыдущие месяцы.
Компании перешли к активному пересмотру ценовой политики в сторону повышения.
Банк России пристально смотрит на инфляционные ожидания бизнеса, рассматривая данный индикатор, как один из доминирующих при принятии решений по ДКП, поэтому анализ ИО крайне важны.
Ценовые ожидания (индекс) выросли до 23.2п в октябре после 19.4п в сентябре, обновив максимум с дек.24. Рост продолжается второй месяц подряд после формирования локального минимума в августе, который в свою очередь был минимумом с середины 2023.
За 3м – 20.1п, 6м – 19.2п, 10м25 – 19.6п vs 21.8п за 10м24, в 2024 – 22.7п, 2023 – 20п, 2021 – 20.7п, а в 2017-2019 в среднем 8.7п.
Октябрьский рывок был самым мощным с июл.23. За 25 лет более существенный рост ИО был только три раза (наихудший эпизод в фев.22).
Рост инфляционных ожиданий идет по всему спектру секторов экономики, за исключением электрогенерации и сельского хозяйства. Достаточно нестандартное поведение в строительстве – обычно рост ИО (максимум с начала 2025) был на траектории расширения кредитного импульса и/или расширения программы льготного кредитования. Одна из причин - смягчение ДКП и активизация рыночного кредитования.
Основной вклад в прирост ИО внесли услуги, розничная торговля и автодилеры.
Средний ожидаемый темп прироста цен на ближайшие 3 месяца подскочил с 4.2% до 6.3% в годовом выражении.
В отчете прослеживается важное расхождение между планами и фактом:
•Ожидания резко растут, как было указано выше.
•Текущие цены: рост текущих отпускных цен в октябре (10.5п) замедлился в целом по экономике после ускорения месяцем ранее (12п), вернувшись к средним значения за последние полгода (11п) и примерно также за 3м (10.9п), тогда как за 10м25 – 12.8п vs 16.4п за 10м24, в 2024 – 17.1п, 2023 – 15.5п, 2021 – 17.9п, а 2017-2019 в среднем 5.7п.
•Издержки бизнеса остаются высокими – 34.8п в октябре, за 3м – 34.9п, 6м – 34.4п, 10м25 – 35.4п vs 34.4п за 10м24, в 2024 – 35.5п, 2023 – 34.3п, 2021 – 34.8п, а в 2017-2019 в среднем 17.7п.
Как видно, издержки и текущие цены по 3м средней вдвое выше той нормы (2017-2019), к которой стремится ЦБ, тогда как инфляционные ожидания в 2.3 раза выше.
С другой стороны, произошла нормализация в сравнении с пиковыми показателями 2023-2024, но резкий выброс ИО по последним опросам искажает инфляционный паттерн в контексте стабилизации.
О причинах расширения инфляционных ожиданий:
Налоговый маневр. Предприятия закладывают в будущие цены ожидаемое увеличение налоговой нагрузки, которое вступит в силу с января 2026 года, на что акцентирует внимание ЦБ в своем обзоре, как одна из главных причин роста ИО.
В торговле автотранспортом негативные ожидания и планы по повышению цен связаны с анонсированным повышением утилизационного сбора.
Что еще могло быть (нет в обзоре, но в соответствии с макротенденциями и прошлыми жалобами бизнеса)?
Рост издержек по наиболее чувствительным группам:
• Удорожание горюче-смазочных материалов (ГСМ);
• Рост цен на сырье и материалы;
• Повышение стоимости коммунальных и транспортных услуг;
• Все еще высокие темпы роста стоимости рабочей силы.
Санкционные ограничения. В секторах, зависимых от импорта (торговля автотранспортом, оптовая торговля, транспортировка), на протяжении трех лет отмечается влияние удорожания запчастей и сложности с трансграничными расчетами, что автоматически увеличивает себестоимость и конечную цену, как долгосрочный фактор, обеспечивающие высокие фоновые ИО.
Инфляционные ожидания структурно меняются. Если в 2024 году доминировал фактор разрыв спроса над предложением при экстремальном дефиците труда, сейчас акцент смещается на фискальный маневр и инфляцию издержек.
Текущее замедление роста цен может носить ограниченный по времени характер. Бизнес готовится к массированному переносу возросших издержек (налоги, ЖКХ, логистика) в цены конечной продукции в ближайшие 3 месяца.










































