Кто зарабатывает на ИИ хайпе?
С 2022 нет ни одного коммерчески успешного ИИ стартапа (с положительным денежным потоком), тогда как гиперскейлеры и ведущие ИИ провайдеры (типа OpenAI, Anthropic и xAI) генерируют колоссальные убытки в десятки миллиардов долларов.
Убытки одних – это прибыль других. Так кто в прибыли? Производители ИИ оборудования. С Nvidia и TSMC все понятно, а кто еще?
По GPU па американском рынке помимо Хуанга (на ноябрь 2025 доля рынка в США около 86-88%), чипы производят: Google TPU v5p / v6 (Trillium) с долей 4-5%, AMD Instinct MI325X / MI350 с долей в 4-5%, Amazon (AWS) Trainium 2 / Inferentia с долей в 2-3%, Microsoft Azure Maia 100 с долей менее 1% и Intel Gaudi 3 с долей менее 0.5%, прочие менее 1%.
Важнейшим и самым дорогим компонентом после GPU является высокопроизводительная память HBM.
Практически монополистом и главным поставщиком Хуанга является SK Hynix, имеющих неоспоримое доминирование в сегменте HBM3 и HBM3e, далее примерно в 5 раз меньше поставок, но значимая доля у Micron. Если у SK Hynix случается пожар на заводе или брак в партии, поставки Nvidia Blackwell останавливаются. Именно поэтому Nvidia срочно подтянула Micron.
Samsung имеет высокую общемировую долю в памяти за счет DRAM, Flash / SSD, а по ИИ чипам сейчас работает с AMD и Google.
Кастомные AI-чипы (ASIC) для Google/Amazon/Microsoft/Meta + коммутационные чипы (Tomahawk/Jericho) и PCIe-свитчи, которые стоят внутри сетевого оборудования. Ключевым и самым важным игроком на этой арене является Broadcom (производит чипы Google TPU и Meta MTIA), и сетевые коммутаторы для всех участников ИИ фабрик, также Marvell (чипы Microsoft Maia 100, частично как партнер AWS Trainium).
Высококачественные соединительные кабели, с так называемой, экстраординарной обработкой – именно через них проходят терабайты данных в секунду. В новой архитектуре Nvidia GB200 NVL72 используется полностью медная разводка внутри стойки (без оптики на коротких дистанциях). Amphenol является ключевым поставщиком этой медной обвязки.
ODM-сборщики серверов. Именно они физически собирают стойки вычислительных кластеров NVIDIA GB200 NVL72 для Microsoft, Google и AWS. Один из ведущих игроков – Foxconn (через «дочку» Foxconn Industrial Internet) получил около 70% заказов на NVL72. Хотя их маржа ниже (около 10%), выручка с проекта колоссальная, так как через них проходит полная стоимость «железа».
Производители оптических трансиверов для интерконнекторов. связь между рядами стоек требует миллионов оптических модулей (800G и 1.6T), где доминируют Coherent, Lumentum, Innolight / Eoptolink.
Ethernet-свитчи для front-end сети, комплексное сетевое оборудование (связь кластера с внешним миром и хранилищами). Значительная часть заказов замыкает на себя Arista Networks и Cisco.
Электроснабжение, электрообеспечение с ключевой энергетической инфраструктурой. Высоковольтные трансформаторы и подстанции, электрооборудование, системы бесперебойного питания, стабилизаторы и т.д.
Самым значимым участником является Schneider Electric, далее по значимости Eaton, Siemens Energy, GE Vernova, ABB, Legrand.
Системы охлаждения: в первую очередь Vertiv, Trane, Johnson Controls и STULZ.
Серверы, стойки и интеграторы (rack-scale): Supermicro (как главный партнер Nvidia), Dell Technologies, Hewlett Packard Enterprise, далее Quanta / QCT и Wiwynn / Wistron.
Литографическое и полупроводниковое оборудование: здесь бесспорно тотальная монополия у ASML (поставщик EUV-сканеров и ключевой поставщик DUV для продвинутых техпроцессов).
Дальше в связке: Applied Materials, Lam Research, Tokyo Electron, KLA – осаждение, травление, метрология.
EDA и софт для проектирования чипов:Synopsys и Cadence.
Здесь представлены ведущие представители, обслуживающие ИИ хайп. Поэтому, когда говорят об инвестициях в триллионы, доминирующую долю этих инвестиций забирают указанные компании, причем, едва ли не половина идет на счет Хуанга.







































