О конфигурации федерального бюджета России в ноябре
В ноябре бюджет был исполнен с дефицитом 85 млрд vs аналогичного дефицита в ноя.24, за 3м дефицит 355 млрд vs профицита 66 млрд в 2024, 6м – (-1246 млрд) vs +768 млрд, с начала года – (-4276) млрд vs +38 млрд годом ранее, (-748) млрд за 11м23, +743 млрд за 11м22, +2499 млрд за 11м21 и (-2403) млрд за 11м20 в соответствии с пересмотренными данными Минфина РФ.
Несмотря на улучшение бюджетной ситуации последние два месяца, накопленный дефицит за 11 месяцев является рекордным за всю историю.
По старым данным годовой дефицит стабилизируется второй месяц подряд и снизился до 7.37 трлн vs 7.85 трлн на пике в сен.25 и исторического максимума 7.81 трлн в мае 2023.
Однако, обновленные данные рисуют другую картину – дефицит балансирует около максимума 7.78 трлн также, как и в октябре.
С чем связана стабилизация дефицита?
Расходы в ноябре снизились на 0.7% г/г после снижения на 4.1% г/г в октябре, за 3м снижение на 0.6% г/г, 6м +10.2% г/г, 11м25 +12.5% г/г, а годовые расходы составляют 44.7 трлн (+16.8% г/г) при плане по итогам 2025 года на уровне 42.8 трлн.
Это означает, что в декабре расходы должны составить 5.65 трлн руб или сократиться на 25% г/г (!)
vs 7.54 трлн в дек.24, 5.64 трлн в дек.23, 7.08 трлн в дек.22 и 4.82 трлн в дек.21.
Точка перелома в расходах бюджета наступила в сентябре, когда годовой прирост замедлился до 4.6% г/г, а за 8м25 рост расходов составлял почти 20% за год.
Получается, что 20% бюджетный импульс с января по август, нормализовали до минус 0.6% г/г с сентября по ноябрь и требуется, фактически, "остановить" расходы с обвалом на 25% в декабре и только так получится уместиться в плановые расходы.
Если Минфин сделает все, как заявлено, 4кв25 окажется экстремально жестким – 12.4 трлн расходов (-14.5% г/г! и это по номиналу) vs 14.5 трлн в 4кв24, 11.2 трлн в 4кв23 и 11.6 трлн в 4кв22.
Не имеет значения, что и когда авансировали. Все эти авансы уже «проели». Экономика балансировала около нуля с исключением сезонного фактора при бюджетном импульсе 20% (лаг распределения бюджетных средств по подрядчикам 2-3 месяца, поэтому октябрьские данные учитывают рост расходов на 20% за год), а теперь необходимо сократить расходы на 15% г/г в 4кв25, что будет нести мощный удар по экономике в начале 2026, учитывая высокую зависимость от бюджетных ассигнований.
Доходы сократились на 0.7% г/г в ноябре, нефтегазовые (-33.8%) г/г, а ненефтегазовые +11.3%,
– за 3м снижение на 5% г/г, где нефтегазовые (-28.1%) г/г, а ненефтегазовые +4.4% г/г,
– за 6м – (-1.2%) г/г и (-29.7%) г/г и +10.6% г/г соответственно,
– за 11м25, +0.7% г/г, (-22.4%) г/г и +11.3% г/г соответственно,
– годовые доходы составили 36.9 трлн, +3.1% г/г, 8.8 трлн (-19.4%) г/г и 28.1 трлн, +12.9% г/г.
План доходов по итогам года составляет 37.1 трлн, где нефтегазовые – 8.65 трлн, а ненефтегазовые 28.4 трлн.
План едва ли выполним, т.к. по нефтегазовым доходам будет недобор около 200 млрд, а ненефтегазовые необходимо увеличить не менее, чем на 9% г/г по плану и +15%, чтобы компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы. Это нереалистично, т.к. из-за курса рубля сильно просядут доходы, связанные с импортом (это пятая часть от всех ненефтегазовых доходов).
Доходы по итогам года составят около 36.8 трлн, что потребует еще больше сократить расходы, чтобы уложиться в план дефицита (5.7 трлн по итогам 2025).
Весь годовой бюджет традиционно определяет декабрь, здесь основная интрига. Пока все складывается, что доходы будут меньше плана на 0.2-0.3 трлн, а расходы выше плана на 0.6-0.7 трлн, что может вывести дефицит к 6.7 трлн (это сокращение на 1 трлн от текущей конфигурации).

























![В ходе проверки прокуратуры пресечены факты продажи пищевой продукции [ без документов о безопасности для потребителя ]](https://spbnews78.ru/img/20251210/e5629108aae5098458e12f723e91ae30.jpg)

















