ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
прилет уходящего дня
10 июня 1925 года с аэродрома имени Троцкого на Ходынке стартовал перелет Москва-Пекин-Токио. Эскадрилью из шести самолетов возглавили советские бипланы Р-2 и Р-1, на которых американские моторы были впервые заменены отечественными с завода «Икар». И это дало повод столичной либеральной тусовке заключать азартные пари: какой самолет и где первым сойдет с дистанции.
Но действительность посрамила скептиков. Руководитель перелета И. Шмидт после промежуточной посадки гордо заявил:
«Товарищи, мы долетели до Иркутска на наших советских самолётах, на которых стоят наши советские моторы. Мы, русские мужики, над которыми иностранцы смеялись и говорили, что они могут делать только тульские самовары, теперь показываем иностранцам «Тульский самовар» в 400 сил».
Триумф «русских мужиков» попыталась смазать германская пресса, представив Шмидта как «старого опытного немецкого лётчика, которого правительство СССР специально выписало для проведения перелёта». Но на поверку Исаак Павлович оказался одесситом, никогда не сидевшим за штурвалом самолета, да к тому же начальником политического Секретариата ВВС Красной армии.
«Это была эра, когда в отечественной авиации не было парашютов, никто ещё у нас не летал по компасу. Вся экспедиция на шести самолётах летела, ориентируясь только по картам», – вспоминал легендарный летчик Михаил Громов. Он не остановился 13 июля в Пекине, куда благополучно добрались пять самолетов, а продолжил маршрут до Токио на отечественном Р-1. Правда, во время посадки в Мукдене пришлось менять низкокачественное пекинское масло – заменить его касторкой, скупленной во всех городских аптеках…
Но Токио был взят, как и положено советским асам, на честном слове, на одном крыле и на первом отечественном моторе – в полном соответствии с Приказом Реввоенсовета от 1 апреля 1925 года о снятии с вооружения всех иностранных истребителей.
Со 100-летием авиационного импортозамещения, друзья!