ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
герой уходящего дня
20 июля 1945 года была сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань. Назавтра по ней побегут на близкую войну с Японией эшелоны. Тройной паровозной тягой они будут преодолевать по пути умопомрачительный перевал, названный Кузнецовским…
Задача – построить в непроходимой тайге 500-километровую дорогу за два года вместо четырех по довоенному проекту – казалась невыполнимой. Пробивать тоннели не было времени. Значит, надо проложить трассу поверху. Но «подъем на гребень Сихотэ-Алиня был настолько крут, что вынуждал нас двигаться зигзагами и карабкаться на четвереньках, хватаясь руками за корни деревьев», - так описывал переход через хребет в этих местах знаменитый исследователь Владимир Арсеньев.
Изыскатели партии Арсения Кузнецова карабкались по этим склонам от рассвета до заката с лета 1943 года. Объем работ: геологическая съемка - 131 километр, инженерно-теодолитные ходы - 156 километров, укладка натурной трассы - 81 километр, шурфование и бурение - 289 погонных метров...
Ночи напролет он сидел в землянке над чертежами. Спал два-три часа. Утром снова лез на крутизну, ломая голову над тем, как обмануть перевал. К осени 1944 года госкомиссии было предложено 66 вариантов пересечения хребта Сихотэ-Алинь, из которых Кузнецов предложил 48!
А самый отчаянно смелый, с уклоном 25%, спиралью ввинтившийся в сопки, утвердили уже после его смерти.
«Арсений Петрович вернулся на базу в сумерках, - вспоминала повар партии N5 Мария Вульф. - Попросил у меня чаю. Я сказала ему, что через пять минут заварка будет готова. Он ушел в землянку. Когда я принесла ему чай, он был мертв».
Он никогда не жаловался на боли в сердце, подорванном экспедициями. Предпоследняя была на прокладке Волжской рокады под Сталинградом…
На картах – Кузнецовский перевал. В скале – 3890-метровый Кузнецовский тоннель, пробитый в 2012 году. И скромный обелиск на разъезде Кузнецовском - под самыми облаками.