ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН:
сделка уходящей недели
18 октября 1867 года состоялась церемония передачи российской Аляски Соединенным Штатам Америки. «Как к этому относиться? – задается вопросом доктор экономических наук Яков Миркин в журнале «Родина». - Горевать? Искать заговоры? Или все-таки понять, почему мы не живем в России, лежащей на двух континентах с площадью на 1,7 миллиона кв. км (10%!) больше сегодняшней?
У высоких инстанций была масса доводов, чтобы избавиться от Аляски.
Первый - все равно ее потеряем, столкнемся с США. С Аляской сильнее конфликты с западными державами. Лучше продать, чем воевать, удержать не сможем.
Второй - особой пользы нет и не будет. Нам есть что делать в центре России, где огромные пустые пространства за Уралом. Великий князь Константин, брат Александра II: «Россия должна всячески укрепляться в центре своем».
Третий - колонизировать все равно не сможем, нет человеческих ресурсов.
Четвертый. Российско-Американская компания «не приносит ровно никакой пользы отечественной промышленности...».
Пятый. Продать можно выгодно, нам деньги нужны.
Для власти Аляска – «чемодан без ручки». Здесь и сейчас. Что будет завтра – неважно.
Но были, были и другие голоса!
«Нынешнее поколение имеет святую обязанность сохранить для будущих поколений каждый клочок земли, лежащей на берегу Океана, имеющего всемирное значение» - это из отчаянной записки тайного советника Федора Остен-Сакена, молодого ученого и путешественника, в день решающего совещания у императора.
Но редко когда размышления о будущих поколениях берут верх.
История с Аляской - метафора, демонстрация того, что бывает, когда модель общества и экономики неправильна. Тогда земли и люди теряются неизбежно. Не сегодня, так завтра. Не завтра, так через год. Но обязательно теряются. А как сделать, чтобы история с Аляской не повторилась? Ответ - найти такую модель экономики, которая бы давала максимум динамики».
Продолжаем искать.