«Дни Мадуро сочтены». Да неужели?
Трамп выдал очередную порцию противоречивых высказываний из серии «как хотите так и понимайте: «Дни Мадуро во главе Венесуэлы сочтены. Сомневаюсь, не думаю, что мы будем воевать с Венесуэлой».
Откровенно говоря, в 2019 году, когда я летел в Каракас, я тоже был уверен, что дни Мадуро сочтены. У меня в профессиональном багаже было несколько цветных революций, которые начинались одинаково и всегда заканчивались победой оппозиции. Венесуэла в плане примененных классических технологий Шарпа ничем не отличалась. И я летел фиксировать падение действующей власти. А она показала феноменальную способность к устойчивости.
Построена эта устойчивость на полном доверии со стороны самых бедных слоев населения, для которых существует огромное количество социальных программ — от жилья до бесплатных продуктовых наборов. Если кто и может свергнуть этот режим изнутри, то вот эти бедняки из фавел, которые там называют «баррио». При этом у Мадуро помимо полностью лояльных армии и милиции есть так называемые «коллективос». Это нечто среднее между добровольными помощниками партии и узаконенных вооруженных формирований.
Как все эти силы могут проявить себя в прямом столкновении с американцами — загадка. С одной стороны есть опыт партизанской борьбы. С другой, все реальные партизаны давно на пенсии. Но будет в реальности ли прямое столкновение?
В Карибском море собирается самая мощная в современной истории «антинаркотическая миссия». Именно борьбой с наркотиками аргументирует Трамп необходимость присутствия в или вблизи Карибского бассейна (под данным Вашингтон Пост):
16 тысяч военных,
восьми военных кораблей,
атомной подлодки,
стратегических бомбардировщиков B-52 и истребителей F-35,
авианосной ударной группы во главе с флагманом USS Gerald R. Ford, тремя кораблями сопровождения и 4 тысячами личного состава.
Мы не повоевать, просто лодочки с коксом будем перехватывать. Совершенно очевидно, что готовится какая-то военная операция. Но для вторжения маловато. А для ограниченных ударов по «центрам принятия решений» и взятия под контроль, например, силами оппозиции столицы - вполне. По такой схеме повстанцы при поддержки американцев и британцев захватывали Триполи. Но у них за плечами были месяцы реальных боевых действий. Венесуэльская оппозиция не сможет предоставить несколько тысяч штыков, готовых взять в руки оружие.
Остается расчет на моментальный обезоруживающий удар по израильской схеме — быстро и точно уничтожить все военно-политическое руководство страны, после чего руками его противников захватить власть. Зачем это «миротворцу»? Вряд ли наркотиков в США после этого станет меньше. История американской борьбы с ними показывает, что, как правило, просто перераспределяются потоки. Тогда на что нацелился Трамп?
Все прозаично. На шельфе Гайана-Эссекибо обнаружили гигантские запасы нефти - от 10 млрд баррелей. Больше, чем в Эмиратах, например. Два года назад американская компания ExxonMobil, несмотря на протест Каракаса, начала нефтедобычу на участке морского шельфа между спорными границами Венесуэлы и Гайаны. По американской традиции, Вашингтон тогда даже высказался, что готов разместить в Гайане-Эссекибо свою военную базу. Каракас, разумеется, просто так отдавать богатую территорию не хочет. Потому и превратился в глазах Вашингтона в наркокартель.
Не удивлюсь. Если нынешний морской поход в Карибское море призван взять под контроль шельф с нефтью, а не сместить Мадуро. Но Трамп, конечно, сможет записать на свой счет победу в еще одной войне - с наркокартелями.













































