Не вовремя: в Иране обостряется внутренний кризис. Где тонко, там и рвётся, констатирует Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Похоже, в Иране резко обострились внутренние противоречия. Парламент Ирана отстранил от должности министра экономики, вице-президент Ирана по стратегическим вопросам тут же подал в отставку. При этом сам президент ИРИ пытался предотвратить импичмент парламента своему министру, пока ещё не принял прошение об отставке своего вице-президента и уже заявил, что сам он за власть не держится.
Основанием для обострения ситуации стало резкое ухудшение положения в иранской экономике. Сообщается, что после избрания Пезешкиана чуть ли не вдвое обесценилась национальная валюта, в настоящее время почти треть населения – 27% иранцев – живут на ежедневный доход в 2 доллара и не могут позволить себе покрыть основные расходы на жизнь:
«В стране отмечен ранее немыслимый феномен штучной покупки картофеля, помидоров, лука и других овощей».
Интересно, что, признавая факт тяжелого положения иранцев, Масуд Пезешкиан, с одной стороны, извинился перед гражданами страны за такое положение дел, а с другой – отказался брать на себя и своё правительство всю ответственность за это.
Выступая на пленарном заседании парламента ещё до голосования по импичменту министру экономики, он, по сути, сослался на проблемы, доставшиеся его правительству в наследство, и рассказал, что делает всё, что возможно, но у него связаны руки:
«Я считаю, что диалог с Америкой решит многие проблемы, но когда руководство (духовный лидер аятолла Али Хаменеи – прим.) заявило, что диалога с США быть не должно, мы согласились. Я верю в диалог с Западом, но мы придерживаемся мнения руководства».
А после всего этого пообещал, что если его правительство не получит поддержки, то в следующем году в Иране всё будет ещё хуже:
«Нам нужна ваша поддержка и сотрудничество для устранения дисбалансов. Если мы не решим эту проблему, то, несомненно, в следующем году ситуация ещё более ухудшится. Мы действуем в рамках политики руководства и законодательства».
Ситуация складывается тревожная – о чём прямо предупреждает и Российское торгпредство в Иране:
«Эта ситуация обострила политическую атмосферу в стране и поднимает вопросы о будущем экономической политики Ирана».
Для России любая нестабильность в стране, с которой у нас связаны стратегические планы сотрудничества – о чём свидетельствует подписанный совсем недавно Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве между РФ и ИРИ – это очередной вызов, который так или иначе предстоит учитывать и преодолевать.
Тем более, что если Ирану придется досрочно проводить новые президентские выборы – на фоне столь тяжелого положения населения, – то чем это всё закончится, пока сложно прогнозировать.
Всё произошедшее не могло стать сюрпризом для российского руководства: наверняка есть «план Б», который должен обеспечить сохранение устойчивого баланса наших возможностей в регионе.
Во всяком случае, на этом фоне как-то по-другому воспринимаются активные контакты последних дней по линии Россия-Турция: после визита Сергея Лаврова и Валентины Матвиенко Анкара теперь снова ждёт Владимира Путина.