Ормузское горло. о влиянии ирано-израильского конфликта на мировую логистику

Ормузское горло. о влиянии ирано-израильского конфликта на мировую логистику

Ормузское горло

о влиянии ирано-израильского конфликта на мировую логистику

На фоне ударов Израиля по Ирану заговорили о возможном ответе Ирана в виде полного или частичного закрытия Ормузского пролива и роста атак прокси и союзников в Красном море.

Уже сейчас угроза закрытия пролива спровоцировала скачок цен на нефть на 15%, а в случае реализации ударит по Азии и Европе инфляционной волной.

Подробнее о сценариях закрытия Ормузского пролива

Теоретически у Ирана есть и катера, и беспилотники, и противокорабельные комплексы для ограничения логистики. Но даже месяц блокады обрушит биржи и вызовет напряженность в странах-импортерах.

При этом блокировка Ормузского пролива ударит в основном по самому Ирану. Пролив — единственное экспортное окно для иранской нефти, обеспечивающее 65% доходов бюджета. Урон от самоблокады потенциально сравним с эффектом полномасштабной войны или выстрелом в собственную ногу.

К тому же на данный момент через пролив проходит 20% мировой торговли нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Закрытие ударит прежде всего по Китаю, Японии и Индии, и вторично — по ЕС. Саудовская Аравия и Кувейт потеряют ключевой маршрут экспорта, а рынок получит шок в более 700 миллиардов долларов.

Подробнее об ограничениях в Красном море

Параллельно с ситуацией в Ормузском проливе движение «Ансараллах» может вновь начать операции в южной части Красного моря. Атаки морскими дронами, ракетами, а также минные заграждения уже сократили судоходство через Суэцкий канал на 40–50%.

Сложился некий эффект «мягкой блокады», который был достигнут даже без полного физического закрытия пролива – достаточно было периодически атаковать или угрожать атаками, чтобы страховые премии взлетели, а судоходные компании изменили маршруты из соображений безопасности.

Экономические издержки весьма ощутимы. Путь вокруг мыса Доброй Надежды добавляет 10–14 дней транзита для судов, следующих из Азии в Европу и обратно. За это время грузы опаздывают, увеличиваются расходы на топливо и содержание экипажа.

Таким образом Иран вряд ли пойдет на полное закрытие Ормузского пролива, поскольку это в основном ударит по нему самому.

При этом тактика «мягкой блокады» может сработать по аналогии с Красным морем. Если добавить к этому активность прокси, то эффект может быть ощутимым. Угроза закрытия пролива может сработать как стратегический рычаг даже без реализации, если комбинировать подобную тактику не только в Ормузском проливе, но и других точках Ближнего Востока.

Карта в высоком разрешении

English version

#Иран #Израиль #карта

@rybar

Поддержать нас

Источник: Telegram-канал "Рыбарь"

Это интересно

Топ

Лента новостей

Интересные статьи