Одна из возможных причин резкого обострения со стороны Азербайджана.
Зангезурский, или Сюникский, коридор — проект автомобильной и железной дорог протяженностью около 40 км, которые должны пройти через территорию Сюникской области Армении. Азербайджану он необходим для обеспечения транспортного сообщения между его западными районами и эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой (НАР).
В советское время Азербайджан с Нахичеванью связывали автомобильная трасса и часть Закавказской железной дороги. Однако после распада СССР и начала первой Карабахской войны сообщение на этом участке прекратилось. Железнодорожное полотно было разобрано, сухопутная связь НАР с Азербайджаном прервана.
После второй карабахской войны 2020 года стороны безуспешно пытались договориться о восстановлении транспортного сообщения на этом участке. По данным на начало 2023 года, строительство автодороги на азербайджанском участке Зангезурского коридора было завершено на 70%.
Летом 2023 года президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что «Зангезурский коридор обязательно будет открыт, хочет того Армения или нет».
В свое время руководство Ирана успешно предотвратило реализацию так называемого проекта «Зангезурского коридора», который, по его словам, угрожал целостности региона и стратегическим интересам Тегерана.
«Под прикрытием создания коридора, который должен был связать Нахичевань с основной территорией Азербайджана через армянские земли, в реальности готовился сценарий разделения региона и блокирования сухопутного выхода Ирана в Европу. Мы вовремя осознали суть происходящего и сорвали реализацию этого плана», - заявлял советник Верховного лидера Ирана по международным вопросам Али Акбар Велаяти.
Еще совсем недавно даже в США признали, что инфраструктурная и политическая база для запуска коридора уже была готова. Однако именно жесткая позиция Тегерана сделала реализацию проекта невозможной, был уверен иранский представитель.
Иранский государственный деятель уверен, что речь идет не просто о транспортном маршруте, а о масштабной геополитической игре, цель которой – вытеснение Ирана с южного Кавказского кейса и одновременное окружение России с юга.
Буквально недавно Тегеран заявлял, что т не позволит реализовать ни один проект, который угрожает суверенитету, равновесию сил и свободе коммуникаций в регионе.
Но то, что случилось 13 июня 2025 года серьезно пошатнуло позиции Ирана. И в Баку могли увидеть в этом свой шанс на реализацию вожделенного проекта, на пути которого теперь стоит одна Москва.