О чём говорят приоритеты нового бюджета Пентагона
Профильное вашингтонское издание Defense One проанализировало самый важный раздел в бюджете-2026 Пентагона, посвящённый исследованиям, разработке, испытаниям и оценке (RDT&E) объёмом $179 млрд. И пришло к выводу, что через 5–15 лет американские военные намерены использовать программно-разрабатываемое оружие, гибкие модели закупок, космические сенсорные системы, а также уделять больше внимания автономности и РЭБ.
Некоторые из наиболее интересных изменений в военной сфере США происходят в следующих областях:
— гиперзвуковая: инвестиции на сумму $802 млн свидетельствуют о том, что это оружие выходит за рамки экспериментов и переходит к практическим испытаниям. Это согласуется с желаниями ВВС США создать подходящий вариант гиперзвукового противостояния воздушного базирования против Китая.
— разведывательные спутники: расходы на них по линии Космических сил США выросли в 4 раза — до $1,06 млрд в 2026 финансовом году. Это отражает переход от проектов типа совместной радиолокационной системы наблюдения за целью атаки (JSTARS) к орбитальным альтернативам. Проект JSTARS представлял собой летающий командный пункт с мощным радиолокационным комплексом, установленный на самолётах Boeing E-8. Он позволяет обнаруживать, отслеживать и классифицировать подвижные цели на большой территории, передавая командным структурам данные в режиме реального времени. Это те самые самолёты, которые летают над Чёрным и Балтийскими морями. Но теперь от них, по всей видимости, планируют отказаться в пользу более защищённых вариантов мониторинга.
— отслеживание ракет на низкой орбите: проект "Устойчивое предупреждение о ракетах и слежение за ними" получил финансирование в размере $882 млн, что свидетельствует о совершенствовании систем отслеживания маневрирующих гиперзвуковых целей.
— гибкая система создания и эволюции РЭБ и дронов: две новые армейские линии RDT&E в совокупности получают более $500 млн, что явно отражает учёт опыта украинского конфликта.
— проект "ИИ для манёврирования и огня": на него выделено $88 млн. Должен помогать принимать решения на поле боя.
Финансирование последнего из упомянутых проектов свидетельствует о желании создать оружие, которое будет реагировать не только на намерения оператора, но и на алгоритмическую интерпретацию меняющихся условий. Как поясняет Defense One:
"Тенденция отражает уроки, которые мы извлекли за десять лет конфликта на Украине, где обе стороны научились быстро перенастраивать своё оружие с помощью программного обеспечения, регулирующего траектории полёта беспилотников, средства РЭБ и системы наведения. Это позволяет противоборствующим силам вносить изменения за считаные дни, а не месяцы".
Наиболее значимой инвестицией в бюджете RDT&E на 2026 год издание считает вложение в гибкие модульные системы: "Это создание нового уровня операций, основанного на импровизации на поле боя, быстрой адаптации и масштабируемой автономности".
Очень опасные изменения. Фактически, США пытаются институционализировать в своём военном деле то, что происходит на Украине. В Пентагоне прекрасно понимают: современное поле боя — это соревнование двух процессов технической эволюции, скорости анализа и умения приспосабливаться к ситуации раньше, чем противник воспользуется локальным преимуществом. Хочется верить, что соответствующие структуры в России тоже понимают эти тренды.