Как в Гражданскую: Россия вернула бронепоезда
Министерство обороны России опубликовало агитационный ролик применения бронепоезда в современной войне. На кадрах военного ведомства показан состав, вооружённый автоматическими пушками и крупнокалиберными пулемётами, который «отбивается» от вражеской диверсионно-разведывательной группы.
О существовании этого бронепоезда сообщалось ещё осенью 2024 года. Известно, что у него есть собственное имя — «Енисей». Перед составом была поставлена задача сопровождать грузовые и пассажирские поезда на Донбассе. Тогда же сообщалось, что бронепоезд вооружён зенитными и танковыми пулемётами, расчётами 82-мм миномётов. С собой на платформе он возит БМП-2, которая может быть спущена на грунт и действовать самостоятельно.
При всей архаичности такого решения определённый смысл в нём есть. Русская армия продолжает полагаться на железную дорогу как на самый эффективный и экономически выгодный вид транспорта, позволяющий доставлять тысячи тонн грузов с максимальной скоростью и минимальными издержками. Из-за этого наши железнодорожные войска ремонтируют и вводят в эксплуатацию пути буквально в 20 километрах за линией фронта.
Противник об этом знает и старается бить по поездам дронами и ракетами. Более того, пытается создавать специализированные беспилотники, заточенные, среди прочего, и на атаки по железнодорожным составам.
Опять же, с учётом планов Киева и Европы нарастить производство крылатых ракет, опасность для наших военных поездов только растёт.
Вот только для отражения этой угрозы бронепоезда наших дней нужно вооружать несколько иным образом, чем это сделано в случае с «Енисеем». В первую очередь следует подумать об установке на них боевых модулей ЗРПК «Панцирь-С». В последние несколько лет таким образом усиливали вооружение ракетного катера «Шуя» (сняв с него штатный комплекс «Кортик») и нескольких малых ракетных кораблей «Каракурт» Черноморского и Балтийского флотов.
Неплохо было бы поставить корабельные модули управляемого вооружения 3М-47 «Гибка», предназначенные для автоматического пуска зенитных ракет ПЗРК «Игла», «Игла-С» или «Верба».
На платформу вместо бестолковой БМП-2, каковая совершенно не годится для борьбы с дронами, стоило бы поставить «Тор-М2КМ» или тот же «Панцирь», чтобы во время разгрузки эшелона мобильный комплекс мог отходить от состава и обеспечивать его прикрытие с некоторого расстояния.
Ну и с учётом того обстоятельства, что вражеские дроны — штука малоразмерная, летают низко и весьма сложны для поражения, а вот составы, которые надо защищать, наоборот, очень длинные, неплохо было бы не создавать отдельный бронепоезд, а сформировать комплект вагонов и платформ-модулей с установленными на них средствами ПВО, которые можно было бы прицепить к любому составу при его приближении к опасной прифронтовой полосе, а при выходе поезда за её пределы — отцепить и вставить их в другой поезд.
Влад Шлепченко, военный обозреватель Царьграда