Старикам здесь не место: как российский ритейл сделали традиционным
…
Первый этап подготовки правового регулирования маркетплейсов подходит к своему логическому завершению: в ближайшее время состоится 2-ое, определяющее с точки зрения внесения каких-либо сутевых изменений, чтение законопроекта о платформенной экономике в Госдуме. В публичном же пространстве все происходящее уже давно выглядит как столкновение интересов федеральных ритейлеров и крупнейших маркетплейсов: одни пытаются убедить власть в необходимости более жестких регуляторных мер, другие отчаянно этому сопротивляются. Самое интересное, что такая диспозиция – в первую очередь, заслуга и цель самих платформ, а не торговых сетей, которые на самом деле приложили к ее созданию немного усилий.
…
В этом контексте важно обратить внимание на публикацию в одном авторитетном и хорошо известном рунету телеграм-канале. Яростно обличая ритейл в отсталости, уважаемый Незыгарь, по сути, опубликовал квинтэссенцию стратегии двух крупнейших маркетплейсов, которую они активно реализуют уже не первый год.
Давайте разберемся:
1. Надо отдать должное платформам, они очень вовремя поняли, что трансформация экономики и взятый правительством курс на ее цифровизацию – это отличный способ для защиты от регуляторного воздействия. Последние два года их коммуникационные усилия, включая многочисленные интервью и собранные на форумах стадионы, позволили решить главную задачу позиционирования – стать основной и неотъемлемой частью современного интерфейса рынка. Экономика текущего момента, ее трансформация, формирование экосистемы ценностей и полезности сейчас полностью в контексте онлайна. Показательным результатом этой кропотливой работы стало программное интервью Максима Орешкина перед ПМЭФ-2025, в котором он обозначает все ключевые ориентиры новой реальности, подчеркивая, что платформы – мировой тренд и пытаться противостоять ему бессмысленно. Выстроенная годами парадигма позволяет маркетплейсам в зависимости от ситуации безболезненно жонглировать своим статусом от «мы не торговля, мы другое» до «мы самая современная и передовая часть торговли», сохраняя главный тезис о своей социальной значимости для регионов, предпринимателей и простых граждан.
…
2. Ритейл, которой активно занимался обеспечением доступности товаров и вместе с государством боролся с санкционным давлением и «черными лебедями» последних 6 турбулентных лет, в эту работу включился намного позднее и с точки зрения позиционирования оказался в отстающих. Несмотря на один из лучших в мире уровней технологического развития, в умах стейкхолдеров и государственных мужей он теперь живет с приставкой «традиционный», которая выступает антонимом слову «современный».
…
3. Но нас с вами должны волновать реальные задачи и проблемы экономики, а не то, кто кого переиграл в джиар и пиар. А реальность такова, что за эти годы правового вакуума мы вырастили двух очень сильных монополистов, которые в одиночку активно и эффективно сопротивляются невыгодному для них регулированию, погружая всех в нужный для них контекст «войны нового против старого». За бортом этой риторики достаточно успешно остаются реальные угрозы и проблемы: так называемая налоговая оптимизация и социальное обеспечение самозанятых, растущий серый импорт китайских товаров, который по своей природе не отделим от проблемы контрафакта, и необходимость иметь хоть какую-то прозрачность и предсказуемость того, что происходит на платформах, для государства, бизнеса и потребителя.
…
Ставки, как утверждает Незыгарь, действительно очень высоки и сыграть они могут самым неожиданным образом уже сейчас. Например, как в мае и июне этого года, когда тысячи локальных интернет-сбоев и отключений частично парализовали инфраструктуру и бизнес маркетплейсов, создали массовые проблемы для их пользователей