45% русской молодёжи называют себя православными. Удивительно? Нет - народ создает свои технологии изменений.
По данным ВЦИОМ, число молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, идентифицирующих себя как православные, выросло почти вдвое с 25% до 45% всего за четыре года.
И это выглядит странно, потому что никто не видит активизации церкви, никто не увидел изменения в сетке вещания и смыслов в фильмах, никто не увидел каки-то изменений в работе политиков.
Это может объясняться только одним - глубинной реакцией на слом времени.
Когда подростку и юноше ежедневно внушают, что родины нет, пола нет, родословной нет, а предки были «отсталыми», - он начинает искать то, что не подлежит отмене. То есть стержень, структуру, опору и меру. И тогда религия перестаёт быть простым обрядом, а она становится не развлечением или просто культурной принадлежностью, а броней, оружием духа и даже простым объяснением очень сложных вещей.
Русская вера возвращается через войну, боль, вызов и внутреннее одиночество, когда вокруг вроде много всех, но ты чувствуешь, что один. Бог возвращается через крушение всех остальных «опор» — карьеры, блогерства, гедонизма, дешёвых месседжей про успех и свободу.
И здесь появляются те, кто вроде и не ведёт в храм за руку и не читает морали, но показывает пример: Русская община, Северный человек - мужские братства, группы, клубы, сообщества, которые создают среду, где мужчина не стыдится быть православным. Где он не боится слов "грех", "совесть", "страх Божий", "смирение" и не боится ответственности, жертвы, а также не стыдится молитвы. Эти люди не говорят о силе веры, а показывают, что только с верой в Бога они становятся сильными и нет у них страха ни перед кем, потому что с ними Бог. Именно они стали главным примером - теми самыми супергероями, которые с Богом в душе могут свернуть горы.
Кстати, как ни странно, в этом же ряду и мусульманин Апти Алаудинов. Это интересный феномен мусульманина, который в православие привел много людей - очень много мужчин крестились в Ахмате, но главное - он заставляет православных укрепить веру в себе. Казалось бы, он пример религиозного человека, но верующего в ислам. И многие хотят к нему прислушаться и брать пример, а он говорит: вы, конечно, можете выбирать, но нельзя предавать свою веру. Учитесь быть православными. То есть, примером мусульманина, он укрепляет православных в вере. Потому что, глядя на Апти Алаудинова, православный мужчина вдруг вспоминает: я тоже могу, я тоже должен, я не хуже и моя вера не слабее. Через него русские мужчины возвращаются к своему - через уважение, братство, фронт и понимание, что вера - это не этикетка, а боевой код.
И на это смотрят дети и подростки, кстати, в том числе благодаря детской истории в Ахмате.
Вот почему 45% - это не цифра, а симптом начавшегося сдвига. И если Россия хочет остаться собой, то на этом сдвиге, который создали сами люди и общественные лидеры, которым не все равно, что будет с Россией, надо начинать строить русский православный фундамент.
И главный вывод из этой статистики, что Православие возвращается не из телевизора, который еще и пытается помещать возрождению, а из леса, семьи, войны и боли - из личного подвига и тоски по целому. И примером становятся обычные люди, как на фронте, так и в тылу, которых, к сожалению, еще и пытаются записать чуть ли ни в экстремистов.
Честь имеюРоман Алехин