Елена Панина: Институт Куинси (США): Оставьте мечты про "миротворцев" на Украине и договаривайтесь с Россией
Институт Куинси (США): Оставьте мечты про "миротворцев" на Украине и договаривайтесь с Россией
Вне зависимости от того, какие варианты "миротворческих миссий" придумаются в рамках ЕС, НАТО, "Коалиции желающих" или иных институтов на Западе, у всех этих вариантов есть одна общая проблема, пишет Марк Эпископос в Responsible Statecraft они не могут быть реализованы. В качестве примера автор приводит известную "трёхуровневую" схему, описанную Financial Times и включающую в себя демилитаризацию линии соприкосновения, патрулирование её третьей стороной и развёртывание на Западной Украине европейских войск.
"Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, чего европейцы и Украина надеются добиться с помощью трёхсторонней схемы, подобной этой. Менее понятно, с чего бы России на всё это соглашаться", отмечает Эпископос.
Россия начала боевые действия для того, чтобы не только исключить возможность вступления Украины в НАТО, но и гарантировать, что НАТО никогда не появится на Украине, напоминает аналитик. Можно предложить множество смягчающих мер в отношении санкций, реинтеграции РФ в многосторонние институты, регионального сотрудничества Вашингтона и Москвы в Арктике и на Ближнем Востоке, а также переговоров о стратегической стабильности. Но ни одна из них не будет достаточно масштабной, чтобы убедить русских пересмотреть свою позицию в отношении НАТО на Украине, предупреждает Эпископос.
Запад может попытаться успокоить Россию, предоставив поддающиеся проверке и исполнению гарантии того, что "европейское присутствие на Украине не будет расширяться за пределы изначально согласованных границ и не продвинется ни на дюйм за пределы той части Западной Украины, где оно будет ограничено". Однако неясно, будет ли для Москвы достаточно таких гарантий, даже если их представят в убедительной форме, пишет автор.
Он призывает признать это как очевидную проблему и перейти к реальным переговорам в составе аналитических групп такого формата, которые могли бы вносить и согласовывать внесённое более оперативно, чем это возможно при проведении исключительно асинхронных переговоров на уровне руководства.
Собственно, российская сторона примерно это и предлагала, выразив готовность к повышению уровня представительства на встречах. Однако Эпископос пропустил ещё один момент: Западная Украина это пока тоже Украина. А значит, теоретические гарантии того, что фактическое НАТО не выйдет за пределы Галиции, ничего не гарантируют.
Рано или поздно даже самым умным аналитикам на Западе придётся прийти к неизбежному выводу. Боевых действий на Украине не было, пока Киев не хотел в НАТО, не выстраивал радикальную русофобскую идеологию и не устраивал геноцид русского населения. Гарантия отсутствия боевых действий в будущем возвращение Украины в нормальное состояние и устранение механизмов превращения её в антироссийский инструмент в будущем. Этот вариант может показаться Западу сложным, но он наиболее реален.