Всю прошедшую неделю заинтересованная общественность ждала 19 пакет санкций. Эксперты-санкционщики протирали свои монокли для внимательного изучения деталей в обновленных регламентах. Журналисты готовились к хайпу. Корпораты - к оценке ущерба и последствий лично для себя и для отрасли. Дипломаты и экономический блок - к ответке и контрмерам.
О том, что пакет готов, Еврокомиссия с пафосом заявила еще на той неделе. Все те, кто знает практику принятия решений по санкциям, понимал, что с вероятностью в 90+% пакет пройдет Совет ЕС автоматом. Примут единогласно. Ведь расхождения купируются на уровне Еврокомиссии. А на Совет ЕС поправки в решения и регламенты по санкциям идут уже причесанными и приглаженными.
И тут случилась незадача. Совет ЕС в ожидаемые сроки новый пакет не принимает. В СМИ - тишина. Разве что журналист Рикард Йозвак заявляет, что Словакия блокирует новый пакет.
Если Рикард Йозвак говорит по делу, то мы имеем дело с неординарным событием. Провал пакета на Совете ЕС говорит о том, что (а) на уровне согласований в Еврокомиссии произошел сбой; (б) эскалация санкций достигла тех пределов, когда отдельные члены вынуждены идти на крайние меры. А использование вето в Совете ЕС - мера действительно крайняя.
Мы не помним, чтобы за последние 11 лет в Совете ЕС были осечки по санкциям против России. Да, разборки в Комиссии были жаркими. Но вот в Совете все проходило как по маслу. Более или менее.
Похожий случай был в 2020 г., когда Кипр блокировал санкции против Беларуси. Тогда киприоты пытались разменять свое "да" по РБ в обмен на санкции против Турции за бурение на кипрском шельфе. Попытка привела к скандалу. Даже обсуждался вопрос об изменении процедуры голосования и переходу к принятию решений квалифицированным большинством. После демарша Словакии вопрос может быть поставлен вновь.
Что могло спровоцировать словаков? По всей видимости, отмена ограничений по закупкам российской трубопроводной нефти. С такими требованиями к ЕС обращался президент США Д. Трамп.
Не исключено, что осечка в Совете ЕС - элемент театра, целевой аудиторией которого является президент США: смотрите, господин президент, мы пытались отменить исключения, но у нас демократия, и один из наших членов против.
Но точных фактов, которые бы подтверждали это предположение у нас пока нет. Так что оставим его пока в разряде допущений.
В любом случае, 19 пакет рано или поздно примут. Но вот той стройности рядов, наблюдаемой ранее, сейчас уже не видно.