Про поднятие производительности труда. И это не мигранты
Коллеги из Мобилизационной экономики задумались об инфляции, и выдали такие тезисы:
1. Инфляция в РФ носит не монетарный, а структурный характер, то есть связана со специфической структурой нашей экономики.
2. Центральный банк борется с инфляцией монетарными методами, а это борьба с последствиями, а не причиной.
3. Политика ЦБ может ненадолго замедлить инфляцию, но не остановить ее. Более того, с определённого момента денежно-кредитная политика становится проинфляционной.
С тезисами, в целом, согласен, за исключением того, что взаимодействие 2 и 3 требует более тщательного анализа. Если ЦБ борется с инфляцией, но так, что она от этого растёт, то одно из двух: либо в ЦБ сидят полные кретины, либо полученный результат – именно что плановый. Вне зависимости от того, что там транслировалось вовне.
В любом случае, сложно спорить с тем, что «основные проблемы экономики РФ сегодня, это нехватка квалифицированных кадров, невысокая производительность труда и отсутствие механизма внутреннего инвестирования».
Вот как решаются эти две проблемы из трёх у нашего китайского соседа. «Западные руководители, приезжающие в Китай, возвращаются в ужасе», пишет The Guardian. Ряд цитат из материала.
«Это самое унизительное зрелище, которое я когда-либо видел, — сказал генеральный директор Ford о своей недавней поездке в Китай. - Мы ведём глобальную конкурентную борьбу с Китаем и речь не только об электромобилях. И если мы проиграем, у нас не будет будущего в Ford».
Эндрю Форрест, австралийский миллиардер, владелец горнодобывающего гиганта Fortescue, который активно инвестирует в «зелёную» энергетику, говорит, что поездки в Китай убедили его отказаться от попыток компании наладить собственное производство силовых агрегатов для электромобилей.
"Сейчас я могу отвезти вас на фабрики [в Китае], где вы будете стоять рядом с большим конвейером, а машины будут подниматься из пола и начинать собирать детали", — говорит он. - Вы идёте вдоль этого конвейера, и примерно через 800–900 метров выезжает грузовик. Там нет людей — всё автоматизировано".
Другие руководители описывают огромные «тёмные фабрики», где роботы выполняют столько работы, что людям даже не нужно включать свет. «Мы посетили тёмную фабрику, на которой производилось астрономическое количество мобильных телефонов», — вспоминает Грег Джексон, глава британского поставщика электроэнергии Octopus.
«Возникает ощущение перемен, когда конкурентоспособность Китая переходит от государственных субсидий и низких зарплат к огромному количеству высококвалифицированных, образованных инженеров, которые внедряют инновации как сумасшедшие».
Во многом эта трансформация стала возможной благодаря тому, что страна сосредоточилась на автоматизации, которую поощряло правящее коммунистическое правительство и которая активно поддерживалась государственными субсидиями, грантами и политикой местных органов власти.
В период с 2014 по 2024 год количество промышленных роботов, используемых в стране, выросло с 189 000 до более чем двух миллионов. Общее количество роботов, добавленных в Китае в прошлом году, составило 295 000 по сравнению с 27 000 в Германии, 34 000 в США и всего 2500 в Великобритании.
Сталин говорил, что, либо мы пробежим отставание от передовых стран за 10 лет, либо нас сомнут. У нас, по ощущениям, на кардинальный пересмотр подходов к экономике и управленческой логике – и, кто-то же должен это сказать, к перераспределению приоритетов и финансирования – есть лет пять. Потом будет поздно.