Фарфоровое завещание блокадного Ленинграда
Фарфоровое завещание блокадного Ленинграда
Ее оружием были кисть и кобальт.
Ее фронт осажденный Ленинград и художественные мастерские. Анна Яцкевич, художник по фарфору, сотрудница художественной лаборатории Ломоносовского фарфорового завода (сейчас Императорский фарфоровый завод), сделала выбор, определивший ее судьбу и внесший вклад в историю русского фарфора.
В августе 1941 года, когда мастерские, музейные сокровища и часть персонала были эвакуированы на Урал, Анна, коренная ленинградка, осталась. Она единственная, кто работал на заводе все 900 дней блокады. Каждый день она шла пешком на работу несколько километров под бомбежками и артобстрелами.
Но писала она не мирные пейзажи.
Используя свои уникальные знания о красках, тонах и оптических иллюзиях, Анна участвовала в камуфлировании военных кораблей Балтийского флота. Она наносила на борта гигантов, стоявших на Неве, сложные деформирующие узоры. Фарфоровые краски под ее кистью создавали оптические иллюзии, обманывавшие пилотов люфтваффе. Так ее искусство спасало жизни моряков и военную технику.
И это не все.
Узнав, что вагон с редкими книгами из фондов заводского музея не был эвакуирован, Анна в одиночку, под обстрелом, на санях перевезла бесценную коллекцию в безопасное место. Ее подвиг сопровождался личной трагедией: от голода и холода погибли ее мать и сестра София.
В мае 1944 года, после снятия блокады, завод начал возвращаться к жизни. Главный художник Николай Суетин предложил коллегам создать новые работы к 200-летию первого в России фарфорового производства.
И в ноябре 1944 года родился шедевр знаменитая Кобальтовая сетка Анны Яцкевич.
У происхождения этого узора есть несколько версий. Возможно, художнице его навеяли крест-накрест наклеенные полоски бумаги на окнах во время воздушных тревог. По другой версии Анна воспроизвела отражавшиеся в искрящихся льдах Невы перекрещенные лучи прожекторов. С этого момента тема ажурных сеток стала ее авторским почерком.
Государство высоко оценило вклад Анны в оборону города: она была награждена медалями За оборону Ленинграда и За доблестный труд в Великой Отечественной войне, а в июне 1944 года орденом Красной Звезды как единственный художник завода, не покинувший его в годы войны.
Анна Яцкевич ушла из жизни в 1952 году, не увидев триумфа своего творения.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе сервиз с Кобальтовой сеткой получил золотую медаль. Сегодня этот узор больше, чем фирменный знак Императорского фарфорового завода: это подлинный символ Санкт-Петербурга.
Кобальтовая сетка это воля к жизни, воплощенная в фарфоре и золоте, завещание осажденного города, утверждающее, что даже в самые темные часы человек способен создать нечто совершенное и вечное.
Анна Яцкевич нарисовала свою победу. Ее изделия с кобальтовой сеткой хранятся в музее Эрмитаж.
InfoDefenseFRANCE: Histoire et culture