Крик души: почему премьер-министр Грузии к Трампу в открытую пошел. Разочарование бывает опасным, напоминает Наталья Старичкова, политический обозреватель @lentv24.
Открытое письмо премьер-министра Грузии президенту и вице-президенту США, которое Ираклий Кобахидзе опубликовал на своей странице в соцсети, – это, конечно, крик души. Который у нас, в России, вызывает в лучшем случае усмешку – нашли, мол, на кого надеяться. И совершенно напрасно.
О чём, собственно, пишет Ираклий Кобахидзе Трампу с Вэнсом? Прежде всего, о том, что Тбилиси пытался достучаться до Вашингтона по официальным каналам, а в ответ – тишина.
Получается, что открытое письмо – это шаг отчаяния, к тому же рискованный – а ну как и на него не ответят? Тогда всем станет ясно, что с этого направления грузинским властям ждать помощи не приходится. А ведь «Грузинская мечта» верила в поддержку Трампа – и в том числе поэтому так крепко стояла и держалась, и противников своих в этом тоже на какое-то время убедила.
Однако прошло уже заметно больше ста дней после инаугурации Трампа, а от его администрации – ни ответа, ни привета, зато Палата представителей США на днях поддержала MEGOBARI Act – законопроект под названием
«Акт о мобилизации и расширении возможностей Грузии для создания подотчётности, устойчивости и независимости».
Этот MEGOBARI Act выдержан абсолютно в духе вроде как придушенной самим же Трампом USAID, и содержит, в частности, требование к президенту США ввести санкции против членов правящей «Грузинской мечты», а также поддержать пресловутое «гражданское общество». То самое, которое месяцами на деньги USAID бунтовало против закона об иноагентах и поддерживало нелегитимную мадам президентшу. Вот Ираклий Кобахидзе и пишет:
«Нам непонятны санкции против грузинских чиновников, которые фактически предотвратили попытку революции и насилия, запланированную администрацией Байдена и финансируемую USAID».
И понятно почему именно теперь пишет: для вступления в силу законопроекта, одобренного Палатой представителей США, в которой у партии Трампа большинство, его должен одобрить Сенат. Там республиканцев тоже больше, чем демократов, но, как выясняется, это ещё никому ничего не гарантирует. У Сената есть на решение по этому законопроекту четыре недели, но кто сказал, что там будут тянуть до последнего дня?
Потом MEGOBARI Act должен ещё подписать Дональд Трамп – у президента США на это предусмотрено шесть недель. И теоретически он может его не подписать. А если всё-таки подмахнёт? И вот тут примечательна одна оговорка в открытом письме грузинского премьера:
«Мы по-прежнему сохраняем оптимизм и надеемся, что ваше противостояние с «глубинным государством» является искренним и закончится его поражением».
Хорошее уточнение про «искренность», согласитесь. И для действующего правительства Грузии жизненно важное.
Потому что, судя по тексту письма, в Тбилиси, в общем, уже пришли к тревожным выводам по поводу Трампа, и надежда с терпением – это единственное, на что пока «Грузинская мечта» может опереться. При том, что планы, видимо, были грандиозные. И с кем-то из команды Трампа загодя проговорённые. Иначе откуда взялось бы это напоминание:
«Ценности и идеология «Грузинской мечты» и администрации Трампа полностью идентичны, в том числе по вопросам гендерной и ЛГБТ*-пропаганды (*запрещено в РФ), войны на Украине, преступной деятельности «Глубинного государства», USAID и NED».
И ещё вот эта фраза:
«Грузия уже много лет является самым надёжным партнёром США в нашем самом сложном регионе, который имеет стратегическое значение для Соединенных Штатов».
Кто-то же уверил Грузию в этом «стратегическом значении»? И что теперь? Вопрос, между прочим, животрепещущий не только для грузин, но и для нас: понятно же, кто с новой силой замахнётся на Грузию, если Трамп всё-таки от нее отмахнётся. И удержит ли Грузия нейтралитет на этот раз – вопрос открытый.
Впрочем, Дональд – мужчина неожиданный и порывистый. Глядишь, и утешит встревоженных грузинских политиков. Ну, то есть, как он это умеет. Затребовав, к примеру, порт, на который китайцы нацелились.