#ПМЮФ2025. 20 мая Директор Правового департамента МИД России М.В.Мусихин принял участие в дискуссионной сессии ПМЮФ-2025 «Защита суверенитета – основа развития и безопасности» в рамках XIII Петербургского международного...

#ПМЮФ2025. 20 мая Директор Правового департамента МИД России М.В.Мусихин принял участие в дискуссионной сессии ПМЮФ-2025 «Защита суверенитета – основа развития и безопасности» в рамках XIII Петербургского международного...

#ПМЮФ2025

20 мая Директор Правового департамента МИД России М.В.Мусихин принял участие в дискуссионной сессии ПМЮФ-2025 «Защита суверенитета – основа развития и безопасности» в рамках XIII Петербургского международного юридического форума.


Читайте текст выступления полностью

Смотреть видео сессии в записи

Из выступления:

Суверенитет — это не просто юридическая категория, а фундамент, на котором строится независимость государства, его способность определять собственную судьбу, самостоятельно обеспечивать стабильность и прогресс.

Однако, что происходило на самом деле на рубеже веков?

Запад объявив о «конце истории», победе глобализации, по сути, начал решающую фазу борьбы против суверенитета. Завершив формирование брюссельской бюрократии и политической дисциплины, лишив суверенитета и идентичности отдельные европейские страны, Брюссель и англосаксы принялись агрессивно насаждать свою модель вовне.

«Порядок, основанный на правилах» был замаскирован западниками под международное право, чтобы сбить с толку, поэтому многие страны Глобального Юга, несмотря на наши предостережения, не увидели угрозы, и концепция стала проникать в некоторые умы и находить отражение в многосторонних документах. В итоге эти самые «правила» (то есть законы и обычаи Запада) стали предъявлять как обязательные условия западной помощи развивающимся странам.

На самом деле, естественно ничего общего между «порядком, основанным на правилах» и международным правом нет. В «порядке, основанным на правилах» определяет и контролирует выполнение правил один субъект – гегемон.

Такие удары по суверенитету привели к арабской весне, разрушению государственности в Ливии и Сирии, массовому потоку беженцев и общему кризису безопасности.

На этом фоне происходит постепенное построение каркаса защиты государственного суверенитета. Это работа ведётся внутри государств. Я остановлюсь на внешних инструментах.

Упомяну Совместную декларацию Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем укреплении сотрудничества в целях поддержания авторитета международного права. В ней есть такие пункты. Российская Федерация и Китайская Народная Республика разделяют точку зрения, что принцип суверенного равенства является особенно важным для обеспечения стабильности международных отношений. Российская Федерация и Китайская Народная Республика не приемлют и осуждают односторонние санкции, которые нарушают международное право, в частности, принципы суверенного равенства государств, государственного иммунитета и невмешательства во внутренние дела государств, и не утверждены Советом Безопасности ООН; они равным образом осуждают экстерриториальное осуществление юрисдикции.

Не могу не упомянуть документы СНГ и ОДКБ. Так, в совместном заявлении мининдел государств СНГ об укреплении роли международного права государства подтвердили необходимость формирования и соблюдения норм, позволяющих реализовать неотъемлемое право суверенно выбирать политическую, экономическую, социальную и культурную системы развития без вмешательства в какой-либо форме или какого-либо давления со стороны другого государства или группы государств.

Далее, ещё один знаковый инструмент защиты суверенитета – договоры, блокирующие действия недружественных органов юстиции и судов в уголовной сфере.

Первая ласточка – Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о мерах по взаимной защите граждан от необоснованного преследования иностранными государствами и международными органами юстиции. Оно было подписано Президентами в мае нынешнего года и, надеюсь, будет быстро ратифицировано обеими сторонами и начнёт применяться на практике.

Далее последуют, они уже имеются, другие международные договоры и инструменты мягкого права. Государства начнут заключать и применять на практике практические договорённости между собой, призванные защитить суверенитет. Надеемся, этот процесс будет необратимым.

#ПМЮФ2025. 20 мая Директор Правового департамента МИД России М.В.Мусихин принял участие в дискуссионной сессии ПМЮФ-2025 «Защита суверенитета – основа развития и безопасности» в рамках XIII Петербургского международного...

#ПМЮФ2025. 20 мая Директор Правового департамента МИД России М.В.Мусихин принял участие в дискуссионной сессии ПМЮФ-2025 «Защита суверенитета – основа развития и безопасности» в рамках XIII Петербургского международного...

Источник: Telegram-канал "МИД России"

Топ

Лента новостей