"И получается, что Константина фон Кауфмана, Михаила Черняева, Герасима Колпаковского, Василия Перовского, Алексея Куропаткина, Александра Комарова, Яна Виткевича, Николая Верёвкина пусть в учебниках Казахстана и Кыргызстана оценивают нейтрально, а в учебниках Узбекистана и Туркменистана отрицательно, но они хотя бы там есть. А в российских учебниках их просто нет – их стёрли и забыли. Казахстан и Средняя Азия как-то сами взяли и оказались в составе Российской империи".
Точный и безжалостный диагноз. Но, действительно, у нас школьная программа выстроена таким образом, что дети в наших школах вообще ничего не знают о покорении Туркестана, о причинах походов. В частности о работорговле и планах Британской империи сделать из Коканда и Бухары антироссийский таран.
Ну и тогда, про героев азиатских походов тоже никто не знает, раз походы не изучают. Соответственно, никому не понятно, сколько Российская империя, а потом СССР, вложили средств в развитие, например, Узбекистана. На самом деле, колоссальные средства. Одна только Закаспийская железная дорога это миллионы золотых царских рублей.
Думаю, что 99.9 процентов наших граждан даже не знают, что в первые годы советской власти, бывший Туркестанский край входил как Туркестанская АССР в состав РСФСР. А потом, по решению ЦК и лично Ленина, земли раздали новым государствам Средней Азии, а русское население стали раскулачивать задолго до коллективизации.
А вообще, если бы глава о истории присоединения Туркестана в наших учебниках была, то начинать ее стоило со слов Константина Петровича фон Кауфмана, первого генерал-губернатора Края.
"Здесь русская земля, в которой не стыдно лежать русским костям".