Интересна динамика европейского политнарратива от ковидных упражнений через Россию к Израилю-Ирану. То, что еще недавно формулировалось либо как рациональная политика, либо как "политика ценностей", сегодня приобрело черты...
Интересна динамика европейского политнарратива от ковидных упражнений через Россию к Израилю-Ирану. То, что еще недавно формулировалось либо как рациональная политика, либо как "политика ценностей", сегодня приобрело черты коллективной психодрамы, построенной на классическом "драматическом треугольнике": Жертва Агрессор Спаситель.
Особенность момента "черчиллизация": политики предлагают гражданам не традиционное "процветание", а героический смысл в борьбе со злом в интересах назначенной "жертвы".
Роли зафиксированы: Жертва
западные (и израильское) общества и их граждане
"Мы вынуждены жертвовать благосостоянием ради жизни и свободы"
"У нас нет выбора лишь оборона или гибель-порабощение"
Агрессор геополитические противники (Россия, Китай, Иран)
"Угроза нашему существованию, ценностям и образ жизни"
"Лишь они виноваты в наших экономических проблемах"
Спаситель политические лидеры и институты от гражданских до военных
"Мы защищаем вас от экзистенциальной угрозы"
"Доверьтесь нам мы выучили уроки истории и понимаем масштаб угрозы"
Израильская атака на Иран демонстрирует работу система ролей. "Превентивный удар" - "самооборона", что создает парадокс: нападающий автоматически становится жертвой, а жертва агрессии угрозой.
Неделю назад Рютте заяаил: "Если вы не будете тратить эти 5% (на оборону), вы сможете сохранить Национальную службу здравоохранения... но вам лучше будет выучить русский язык". Идеальная формула треугольника: граждане-жертвы должны пожертвовать социальными благами, чтобы спасители защитили их от агрессоров.
"Черчиллем" в медиа побывали все. От Джонсона и Зеленского до УФДЛ и Нетаньяху. Не считая локальных "черчилльков" в Прибалтике.
Смысл модели Черчилля предложение "крови, пота и слез" вместо обычной жизни.
Ведь...
Трудности - героизм народа
Жертвы - служение высшим целям
Лишения - доказательство правоты дела
Рютте взывает к его духу: "В 1936 году Черчилль поставил вопрос в Палате общин: 'Будет ли время привести нашу оборону в порядок?... или будут записаны ужасные слова "слишком поздно"?' И это вопрос для НАТО сейчас".
Создается "экономика жертвы":
Падение уровня жизни объясняется не провалами политиков, а героическим выбором народа
Сокращение социальных расходов становится моральным императивом
Граждане должны быть благодарны за возможность пострадать заи"правое дело"
Чем больше проблем, тем больше героизма и смысла
"Черчилль" очевидно не работает без "Гитлера" универсального Агрессора. С ним сравнивали практически всех лидеров, не согласных с западной повесткой и даже Трампа в первый срок.
Моральное оправдание: если "Гитлер", любые жертвы легитимны
Эскалационная логика: компромисс с "Гитлером" - предательство
"Продажи страха" - "Раз Гитлер, то надо отключить мозг и ужасаться"
Добавим технологический переход: соцсети - идеальная среда для негативных эмоций, а ИИ неограниченное количество триггерного контента для них.
Что тут важно понимать: двойные стандарты не исключение, а технологически поощряемая норма. Аудитория не успевает анализировать, предпочитая эмоциональную определенность аналитической сложности.
В результате:
"Наши" спасители:
Опираются на "уроки истории"
Действуют рационально и современно
Защищают универсальные ценности
"Чужие" агрессоры:
"Живут в прошлом"
Одержимы реваншизмом
Представляют архаичное зло, "экзистенциальную угрозу"
А ты пользователь-жертва в центре бури. Твоя задача "не рефлексировать, а распространять".
Интересно, что модель создает психологическую зависимость от существования Агрессора. Без России, Китая или Ирана рушится вся система легитимации жертв. Это объясняет, почему дипломатические решения становятся структурно невозможными они лишают систему опоры и буквально права на существование. Где был бы Нетаньяху без Ирана? Или Кая Каллас без России?
Так что цитата Рютте "лучше учите русский" не предупреждение, а рекламный слоган экономики жертвы, где граждан обязывают платить за возможность чувствовать себя героями в борьбе с медийно назначенным злом.