Своевременный инцидент
В ночь на 17 июня в районе Ормузского пролива произошло серьёзное происшествие: два коммерческих танкера — MV Adalynn и MV Front Eagle — столкнулись и загорелись примерно в 24 морских милях от побережья ОАЭ. Все 24 члена экипажей были эвакуированы, пострадавших нет. Пожар распространился на обломки, частично блокировав навигацию в этом участке залива.
Согласно данным UKMTO (британское морское координационное ведомство) и независимых навигационных служб, за последние сутки в районе Ормузского пролива зафиксированы массовые сбои в работе GPS и автоматических идентификационных систем (AIS). В общей сложности более 900 судов столкнулись с полным исчезновением навигационных трекеров или их отключением.
Хотя владельцы танкеров пока склоняются к версии навигационной ошибки, не исключено следствие работы РЭБ, связанной с продолжающейся конфронтацией между Израилем и Ираном.
Прямых доказательств этому на текущий момент нет, но профильные ресурсы, включая ZeroHedge и WSJ, зафиксировали усиление глушения сигналов в регионе с началом активной фазы ударов.
Несмотря на отсутствие официальных обвинений в адрес конкретной стороны, морские координационные центры напрямую связывают инцидент со всплеском напряжённости между Израилем и Ираном. Некоторые участники отрасли не исключают умышленного создания условий для эскалации — с помощью технических средств радиоэлектронного воздействия, а первоначально и вовсе звучали версии о ракетных ударах и атаках БЛА.
Почему это важно:В случае временного закрытия пролива или усиления досмотров, цена на нефть может достичь $150 за баррель. Это подтверждают и прогнозы NYT и Reuters, указывая на возможную дестабилизацию энергетических рынков в случае продолжения текущей динамики.
Перебои в навигации уже вынуждают судовладельцев корректировать маршруты, что ведёт к росту страховых издержек и может отразиться на стоимости нефти и электроэнергии.
Тем более, что ситуация объективно выгодна Израилю: усиление дестабилизации в зоне, откуда Иран традиционно черпал валютную выручку, может усилить внешнее давление на Тегеран и спровоцировать ужесточение западной позиции по его ядерной программе. При этом формально ответственность возложена на «технические сбои».
Крупные судоходные компании уже сокращают число рейсов через Ормузский пролив, а страховщики пересматривают риски. Продолжительность и интенсивность навигационных сбоев станут ключевыми факторами в определении глубины и продолжительности последствий. Энергетический рынок остаётся в режиме ожидания.
#Иран #Израиль #карта