Революция в кораблестроении: история гребного винта
Отправной точкой для размышлений о новом судовом движителе стало изобретение Архимедова винта ещё в 3 веке до нашей эры. Одно из его применений – это подача воды наверх в оросительные каналы из естественных водомов. В 1725 году швейцарский физик и математик Даниил Бернулли, сын знаменитого учёного Иоганна Бернулли, предложил адаптировать этот принцип для приведения в движение кораблей. Интересно, что его исследования проходили в Санкт-Петербурге.
Существует множество претендентов на изобретение гребного винта. Однако практический успех достигли два инженера. В 1836 году англичанин Френсис Смит установил на своем деревянном паровом катере Архимедов винт. Во время испытаний, после столкновения с грунтом, большая часть винта отломилась, оставив только один виток. К удивлению Смита, это не уменьшило, а значительно увеличило скорость катера. В том же году шведский конструктор Джон Эрикссон разработал свой вариант гребного винта, который напоминал колесо с наклонными лопастями вместо спиц. Оба изобретателя запатентовали свои разработки.
Очень скоро во всм мире началось переоборудование существующих судов под новый гребной винт и строительство новых быстроходных боевых кораблей.