Южный Кавказ: что дальше
Тайная канцелярия пишет достаточно очевидные для каждого наблюдательного человека вещи, что в ближайшее время стоит ожидать формирования нового антироссийского контура сначала на Южном Кавказе, а затем — в Центральной Азии. Напомню, что поделился мнением – идущие события выходят далеко за рамки конфликта России и Азербайджана, и ситуацию уже без стеснения можно называть Большая Игра 2.0. Не в виде аллюзии, а как голый факт.
Отмечу пару моментов. Формируется не антироссийский альянс, а новый постсоветский порядок. Где мы 30 с лишним лет апеллировали к общему прошлому, а потом оказалось, что все уже думают об будущем. И нам некий образ собственного будущего предложить сложно.
Соответственно, картина взаимодействия будет более сложной. В Закавказье смешались интересы Турции, Европы и США. Для приличия скажем – и наши тоже, хотя разница между интересами, которые принято отстаивать, и мечтами – может быть трудно преодолимой. На следующем этапе возникнет и Центральная Азия, где есть и собственные интересы всё-таки, а также Китай. Потому что последний уж точно не сможет игнорировать происходящие. Там, за Азией, Синцзян-Уйгурский район. А в Стамбуле есть как минимум несколько кафе с уйгурской кухней, где в антураже сочетаются тюркский мир, ислам и проклятья Компартии Китая.
И вот с этим клубочком нам предстоит разбираться. Тут надо думать очень, очень глубоко.
Когда говорят, что у России всего два союзника, армия и флот – это звучит героически, но одновременно как признание, что наша дипломатия не может ничего. Раз у нас союзников только мы и иногда КНДР. Снова вспоминаем о необходимости создания привлекательного образа будущего. Такого, чтобы можно было «продать».
Нам нужно будет играть на внутренней тревоге стран ЦА перед турецким доминированием (особенно Казахстан, Таджикистан), расшатывать тюркскую солидарность через Иран, региональные элиты и деструктивные информационные нарративы. Продвигать альтернативные интеграционные формы, не навязанные «сверху» (например, «прагматический евразийский транспортный хаб»). Стимулировать инфраструктурные инвестиции: транспорт, энергетика, цифровизация в Центральной Азии и Кавказе, через ЕАЭС, через Иран, Китай или Индию. замедлить продвижение Турции в ЦА.
Задача минимум на ближайшее время - разрушить иллюзию безрисковой экспансии Анкары и Баку, перехватить инициативу в регионе через Иран, Грузию, Армению и нестандартные инструменты.