О вторичном витке инфляции
Инфляция сейчас прижата к уровню 4%. Эффект высоких ставок и крепкого рубля уже реализован — цель достигнута. Регулятор смог временно стабилизировать ситуацию, но устойчивость возможна только при сохранении жёсткой политики. Потенциал дезинфляции при этом почти исчерпан.
Деловая активность и потребление показывают признаки замедления; промышленность и розница ощущают давление кредитных ограничений. На рынке труда сохраняется напряжение. Минимальная безработица продолжает оказывать давление на издержки. Инвестиции сконцентрированы в ограниченном числе государственных и квазигосударственных отраслей, кредитный импульс отрицателен и находится на минимальных с 2016 года значениях.
Ключевая зона риска — валютный курс. Сейчас рубль поддерживается административно на уровне 80 за доллар, рынок давно перестал формировать котировки по правилам спроса и предложения. Любое решение о смягчении политики, массовый переток депозитов в валюту или бюджетная целесообразность быстро поменять курс спровоцируют скачок — рубль может быть переставлен на новый уровень в 100+ за доллар буквально за месяц и не рыночными, а мануальными мерами.
Такой сценарий тут же развернёт новый виток инфляции через удорожание импортируемых товаров и всего, что зависит от внешних цепочек: электроника, техника, продовольствие, стройматериалы. Для экономики с высокой импортозависимостью это означает резкую переоценку цен, сводя на нет недавние успехи в борьбе с инфляцией.