Очередные сигналы о необходимости коррекции экономики
За пару дней поступил ряд интересных новостей. «КамАЗ» вслед за «ГАЗом» сокращает рабочую неделю до четырехдневной для ряда подразделений с 1 августа. Причин две - из-за хлынувшего в страну китайского импорта на складах компаний в настоящий момент находятся свыше 30 тыс. грузовиков, которые не могут найти своих покупателей даже при демпинговых ценах. Второе – политика ЦБ, из-за которой невозможно не только купить новую технику в кредит, но приходится даже разрывать контракты по купленной в лизинг прошлогодней технике.
По данным Ассоциации Росспецмаш, отгрузки зерноуборочных комбайнов сократились на 61,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сельскохозяйственных тракторов — на 39,5%, зерноочистительных машин — на 36,3%, кормоуборочных самоходных комбайнов — на 31,3%.
Неудивительно, что урожай ожидается минимальный за 5 лет, арост промпроизводства замедлился до 1,4% в годовом выражении — за счет падения добычи на 2,4% и роста обработки на 4,2%. В ту же копилку – сообщения о массовом импорте из КНР гранул полиэтилена, в результате чего страдают отечественные химпредприятия.
Происходящее неизбежно, потому что «открытый рынок» при внешнем монополисте работает в одну сторону. Китай, за счет масштаба и субсидирования (а денег там больше, чем у нас) может дать огромный объем дешевой продукции. А у нас особого выбора нет, в силу неразвитости целого ряда отраслей, отсутствия рынков сбыта и долговременной политики «что надо будет – купим».
Без ограничений импорта ключевые отрасли просто вымрут. Нужна защита там, где есть риски потери технологий и рабочих мест, а лучше – организовать полноценную политику индустриализации.
Что делать на первом этапе? Ввести регистрацию критического импорта: пластики, автокомплектующие, электроника — только при отсутствии отечественного аналога. Установить гибкие квоты и пошлины на чувствительные товарные группы — с возможностью их пересмотра каждые 6 месяцев.
Запретить госзакупки китайской (и любой другой) техники и сырья там, где есть российский производитель. Субсидии выдавать на серийность, а не на убыточность. То есть, компенсировать производителю не убытки, а ценовую разницу с китайским аналогом — но только при масштабном выпуске. Условие: рост объёмов, снижение себестоимости, сохранение рабочих мест.
Ну и, поскольку в технологиях мы серьезно отстаем в целом ряде направлений, нужно создать производственные конструкторские бюро (ПКБ), которые смогут покупать китайские изделия (извините – надо признавать реальность), разбирать, адаптировать и масштабировать решения, делая «копирование +». Как это делал сам Китай 20 лет назад. И начинать придется с самого низа технологической цепочки.
Можно пофантазировать о более смелых решениях. Например, перенаправить часть военного и гражданского госзаказа на предприятия, которые не просто выживают, а готовы экспортировать в СНГ, Иран, Африку и т.д.
Ну а если фантазировать вовсе, то пора «всю систему менять». Потому что текущие механизмы ценообразования, прибыли, рынка и т.д. нам технически не позволят обеспечить себе даже не технологический суверенитет, а сохранение того, что есть.
Поэтому нужен возврат к СССР альтернатива неолиберальной модели, с акцентом на приоритет общественных интересов над частной прибылью, госпланирование ключевых отраслей (не тотальный контроль, а стратегическое направление), государственное инвестирование в промышленность и науку, прогрессивное перераспределение доходов.
Иначе у нас и дальше будет барахтающаяся во все стороны «рыночная экономика» без рынка. Потому что на наш собственный рынок – нам уже попасть трудно.