Немного подробностей истории с НАБУ. Давление на украинскую власть после принятия закона об ограничении полномочий САП и НАБУ из-за рубежа оказалось неожиданно сильным.
Украинским министрам звонили профильные еврокомиссары — угрожали. По всем каналам со стороны ЕС и Великобритании было оказано давление. Транслировали, что если полномочия антикоррупционных органов не будут восстановлены, то Украине будет сокращена поддержка. Причём со стороны администрации Трампа, как я и писал, давления не было. Трамп воспринимает созданные Соросом структуры на Украине как враждебные ему. Обратите внимание, сенатор Линдси Грэм выступил в поддержку НАБУ. Это лишний раз иллюстрирует, что он с антитрамповской команды.
Разговаривал с друзьями из Киева. Спрашивал, как объяснить, что Зеленский сдал назад? Ведь нет сомнений, что европейцы не могут позволить Украине проиграть прямо сейчас. Не могут прекратить поддержку Зеленского. Почему это он прогнулся? Во-первых, потому что он считает, что успеет, пока контроль над НАБУ за прокуратурой, пока законом не вернули независимость НАБУ, забрать все материалы и заблокировать все уголовные дела, угрожающие Зеленскому. А во-вторых, по словам моих друзей, Зеленский просто струсил.
Последствия всей этой операции, когда Зеленский сначала ограничил полномочия НАБУ, потом сдал назад и будет через Верховную Раду частично возвращать антикоррупционным органам независимость, крайне негативные для Зеленского.
Во-первых, депутаты в шоке. Сначала их заставили голосовать за отмену независимости НАБУ и гарантировали, что с Западом всё согласовано. Потом они увидели, что это не так. И теперь они чувствуют себя в идиотском положении — будут отменять своё же решение. Продавливать через Раду свои решения Офису Президента в дальнейшем будет сложнее.
Сотрудники службы безопасности, которые проводили обыски, по беспределу возбуждали уголовные дела против НАБУшников, тоже в шоке. Боятся ответственности. Боятся, что НАБУшники им в дальнейшем отомстят. Говорят, что в дальнейшем будут требовать распоряжений на свои действия, причём в письменном виде, чтобы не нести ответственности. Они теперь будут действовать только по закону.
На Западе за Зеленским закрепился имидж автократа, коррупционера и противника демократии.ВнутриУкраины олигархи, чиновники, население — все увидели, что Зеленского можно прогнуть. Что его можно заставить отступать. Что с ним можно и нужно бороться и можно побеждать.
Последствия для Зеленского негативные и долгосрочные. Это ещё не конец, но, как говорил Михаил Сергеевич, — процесс пошёл.