Очень почувствовал вот эту мысль Лебедева.
70 лет советской власти – это ведь ещё и полная этнопсихологическая дезориентация русских.
Ещё недавно русские в самых простых понятиях не смогли бы описать себя, дать основные характеристики: пунктуальны или нет, трудолюбивы или ленивы, какие особенности кулинарной культуры, предприимчивы или нет, как одеваются?
Спросить в 1991 году обычного русского человека: мы пунктуальны, как немцы, или наоборот непунктуальны, как итальянцы? Никто бы толком ничего и не ответил. Наверно, непунктуальны, ведь советская власть всё своё существование усиленно боролась с прогулами на работе, опозданиями и прочим, аж уголовку за опоздания вводили. Разве имманентно пунктуальный народ надо уголовками гнать на работу?
Оказалось, что пунктуальны, без всяких уголовок. Сложившаяся за последние годы национальная корпоративная этика очень быстро стигматизировала любые опоздания, бизнес начал работать, как часы.
Или вообще трудолюбие. К концу советской власти это был прям национальный компромисс. Особенно на фоне катастрофы сельского хозяйства: мол были мужики, кулаки, соль земли, на них всё держалось, весь мир русским хлебом кормили. Кулаков извели остались одни лентяи, поэтому хлеб в Канаде покупаем. Нация лентяев.
Оказалось, что просто надо колхозы разогнать, и русские сами, без марксиситко-ленинской теории прекрасно управятся с хлебом, накормят страну еще и экспорт наладят. Не очень похоже на лентяев.
Кулинарная культура. В этой части итоги советской власти укладываются в мемы про «вечнозеленые помидоры», «картонные сосиски», драки в очереди за водкой и два сорта пива: «пиво есть» и «пива нет».
Оказалось, что русские могут в короткие сроки наладить одну из лучших в мире ресторанных культур, при наличии экономических свобод быстро начинают делать отличное пиво в гигантских объемах (как раз по итогам прошлого года опередили Германию) и хорошее виноградное вино.
А водка, при наличии средств на более качественную альтернативу, вообще переходит в разряд ритуальных напитков, которые употребляют только в определенные моменты, под определённую закуску. Хотя вот ещё недавно - это был столп национального образа.
Или бизнес, предпринимательство вообще. Русские - это не про деньги, русским деньги не нужны - это всё из тех же времен. Оказалось, что очень даже про деньги, русские - природные предприниматели, на голову лучше многих европейских народов.
Хотя, вот еще буквально вчера «Какой тебе бизнес, Ванька? Сиди, пей свою водку!» было общим местом.
Но это всё про хорошее. Выяснились и не очень приятные моменты.
В 1991 вообще ничего не было понятно про русский стиль одежды. От советской власти остался только качественный унисекс из эрзац-шмоток: лагерный треух, ватник, кирзачи.
Это вершина нашего стиля? Или может мы, как французы, или итальянцы?
Оказалось, что не французы, не итальянцы, но и не северные корейцы. Если вы когда-нибудь бывали в Польше, то, очевидно, вам могло броситься в глаза, что люди там в среднем одеваются один-в-один, как в России, не отличить. Нельзя сказать, что это прям хорошо, но и неплохо, хоть восточная, но определенно Европа.
Объемный и в целом приятный национальный образ русского проступает сквозь плоский симулякр «советский человек».
Правда на поиски и восстановление этого образа ушло много времени, а на его стирание ушло ещё больше. И этих лет, целого века, бесконечно жаль.