На фоне мирного процесса [с курдскими сепаратистами - РПК] заметно как меняются идеологические лагеря в Турции. Особенно заметная реакция кемалистов, они последние годы были на одной стороне с прокурдскими партиями против Эрдогана, но кажется постепенно их отношения ухудшаются – они теряют общий интерес. Кемалисты не против «процесса», но их тревожит, что этот союз [mhp + ak parti + прокурдские силы] угрожает унитарности государству.
Объективно оценить обоснованность этих опасений пока трудно: одни факты их подпитывают, другие — опровергают. Но факт в том, что во многих текстах лидеров общественного мнения кемалистов звучат утверждения о том, что всё ведет к тому, что власти планируют превратить Турцию в федеративную республику [с курдской автономией]. Тут можно вспомнить слухи о том, что Бахчели якобы предлагал создать две должности вице-президентов – для алевита и курда.
Вот один из таких комментариев, от Рахми Турана в газете Szc:
«США, провозглашая себя мировым гегемоном, высокомерно диктуют правила всем народам. Их посол в Анкаре Том Баррак открыто заявляет: "Сильные национальные государства — угроза для Израиля". Турция, как мощное национальное государство, по его логике, должна быть ослаблена. План ясен: разделить, раздробить, лишить силы. Вашингтон стремится превратить Ближний Восток, включая Турцию, в мозаику этнических и сектантских режимов, подчинённых автократиям и монархиям. Турецкая Республика, объединённая под флагом единой нации, не поддастся этим коварным замыслам!»
Туран также напоминает слова Баррака о том, что «османская модель лучше всего подходит Турции». Колумнист считает, что цель США в раздроблении Турции и превращении её в подобие «ливанского» мозаичного государства. Однако Турецкий народ, уверен обозреватель Szc, не попадёт в эту «низкую западню», поскольку в созданной Ататюрком республике все группы объединены понятием «турецкая нация». И цитирует, слова председателя Республиканской народной партии (chp) Озгюра Озеля, который резко осудил высказывания посла США Баррака, напомнив, что Лозаннский мирный договор закрепил выбор Турции в пользу республиканского строя и равноправия граждан.