Грамотный рэкет от Трампа
Если избегать глубокой политологической терминологии, то сделка США с ЕС сводится к следующему: ЕС теперь должен Трампу что угодно, лишь бы его не били. По итогам встречи Урсулы фон дер Ляйен с Трампом на полях его поля для гольфа, состоялось нагибание ЕС со стороны США следующего порядка:
Введение 15% тарифа на большую часть европейского экспорта в США.
Сохранение 50% тарифа на сталь и алюминий.
Обязательство ЕС инвестировать $600 млрд в экономику США и закупить $750 млрд американской энергии и вооружений.
Возможность повышения тарифа США в случае неисполнения обязательств ЕС.
И это, как с Японией, чисто по понятиям договор – в детализированном и юридическом видео его нет. Говоря современным языком, «framework deal».
Американская цель — вернуть промышленное производство, устранить хронический дефицит торгового баланса, продавить союзников на импорт американского газа и товаров. Трамп добился от ЕС прямых экономических уступок без встречных политических или институциональных обязательств. К тому же, США получают рычаг — одностороннее право на увеличение тарифов, закреплённое в публичных заявлениях.
ЕС избежал немедленного 30–50% тарифа, но ценой долгосрочных обязательств. Сделка фактически привязывает ЕС к поставкам американской энергии и вооружений, что усиливает зависимость Европы от США и сужает пространство для маневра, в том числе в отношениях с Китаем, Ираном, Россией. Ну да, кто-то там орал про «зависимость от России».
Внутри ЕС сделка усиливает напряжение: страны с экспортно-промышленной моделью (Германия, Нидерланды) несут основные потери, тогда как страны Восточной Европы мало выигрывают. Попутно сделка разрушает миф о «стратегической автономии» ЕС, с которым европейцы носятся, как дурни с писаной торбой. ЕС не смог выторговать симметричные уступки, не добился ни гарантий, ни юридической защиты от произвольного повышения тарифов, де-факто был вынужден купить себе передышку.
Ну и, конечно, очередной конец старого мира. США навязывают новую модель глобальной торговли: односторонняя под давлением. Вместо многосторонних соглашений – серия двусторонних договорённостей с неравным доступом, построенных на принуждении. Это финализация разрушения ВТО как регулирующей структуры: Европа капитулировала в двусторонней сделке, несмотря на своё публичное стремление защищать многосторонние нормы.
$600 млрд инвестиций, которые Европа пообещала США — реальная откачка ресурсов, особенно с учётом энергетического кризиса в ЕС. Стимулирование американской промышленности европейскими деньгами — перераспределение центра тяжести западной экономики из Берлина в Техас.
Трамп преобразует «демократические альянсы» в систему вассалитета, где экономическая лояльность важнее институтов. Вместо НАТО как гаранта — рынок США как стимул. Вместо ЕС как равноправного партнёра — источник дешёвых денег и управляемого спроса.
На выходе также получится рост внутреннего недовольства в ЕС: Германия, Австрия, Нидерланды проигрывают — возникает риск радикализации общественного мнения. Здесь же очередное обострение между ЕС и Китаем (а нам – плюс), Пекин будет воспринимать сделку как сигнал недружественности со стороны Брюсселя.