Елена Панина: Удар Трампа по Бразилии и Китаю — запрос на реакцию всего БРИКС

Елена Панина
Елена Панина - Директор Института международных политических и экономических стратегий — РУССТРАТ, Депутат Государственной Думы
Елена Панина: Удар Трампа по Бразилии и Китаю — запрос на реакцию всего БРИКС

Удар Трампа по Бразилии и Китаю — запрос на реакцию всего БРИКС

Итак, президент США подписал указ о введении 50%-ных пошлин на импорт из Бразилии, а также анонсировал 25% тарифы против Индии. Формально Трамп обвиняет Бразилию в "антидемократическом курсе" (дело Болсонару), а Индию — в "двойной игре": сотрудничестве с США в рамках QUAD при одновременныых закупках у России нефти и оружия, плюс в защите внутреннего рынка. Фактически же, пошлины "от Трампа" — это инструмент политического принуждения. Способ наказать страны, которые заявляют о своей автономии вне рамок глобального "порядка, основанного на правилах". Формулу можно описать как "Подчиняйся или плати".

Ясно, что обе страны выбраны не случайно. И дело тут не в экономике. Достаточно сказать, что США не имеют торгового дефицита с Бразилией: в 2024 году Штаты экспортировали в эту страну товаров на $49,7млрд, а импортировали — на $42,3млрд. С Индией дефицит есть, но он несопоставим с китайским случаем.

Причина в другом: Бразилия и Индия — институциональные столпы проекта БРИКС, продвигающие расчёты в национальных валютах, параллельные платёжные платформы (BRICS PAY), усиление энергетических и военных связей. То есть, тарифы Трампа — это удар по самой идее БРИКС и в целом по Глобальному Югу с целью не просто ослабить торговлю, а сломать систему мотиваций, по которой страны вне "золотого миллиарда" уходят с американской орбиты.

Учитывая проседающие рейтинги Трампа, тарифы — это ещё и способ политической мобилизации внутри США. В аграрных штатах будут рады тарифам на бразильские мясо, кофе и сахар, в "ржавом поясе" — мерам против дешёвого текстиля и компонентов из Индии. Ну а атака на "прокитайского социалиста" Лулу — услада для глаз американских правых.

Так или иначе, тарифные удары Трампа по Бразилии и Индии, учитывая их роли в БРИКС, требуют системного ответа в масштабах всего объединения. Нью-Дели и Бразилиа уже рассматривают возможность установки зеркальных пошлин на американские товары, Бразильцы ведут переговоры с КНР о расширении закупок говядины, кофе и железной руды, Индийцы могут нарастить экспорт текстиля и медпрепаратов в страны Персидского залива и Африки в рамках зоны БРИКС+. Однако не исключено, что пора создавать механизм компенсации тарифных потерь внутри БРИКС, где Китай и ОАЭ могли бы выступить в роли временных страховщиков экспортных убытков — своего рода "БРИКС-ЭКСАР". Это создало бы прецедент взаимной экономической поддержки без МВФ и SWIFT.

На этом фоне особую актуальность приобретает обсуждаемый с 2022 года запуск собственной платёжной системы БРИКС PAY. Причём закономерной первой волной расчётов могут стать транзакции в рамках энергетических и аграрных потоков. Ответ на санкции может быть и в массовом использовании нацвалют в кредитовании и страховании экспортных контрактов.

На уровне БРИКС может быть также учреждён совет по антисанкционной координации, который быстро реагировал бы на односторонние меры Запада и предлагал не только технические, но и фискальные решения для членов блока. И конечно, неплохо было бы расширить коалицию с Глобальным Югом, начав координированные действия по сокращению доли доллара во взаимных расчётах уже в масштабах подавляющей части планеты.

Да, просто не будет — потому даже, что у тех же Индии с Китаем хватает внутренних конфликтов. Но пора осознать: сегодня США давят на Бразилию и Индию, завтра — на ЮАР или Саудовскую Аравию, и всё время — на Россию и Китай, пытаясь нащупать слабое звено и вбить клин в ряды БРИКС. И противодействовать этому лучше всего сообща.

Автор: Елена Панина

Топ

Лента новостей