Доктор политических наук Ваге Давтян специально для тг-канала Abbas Djuma об аннексии сектора Газа как геоэкономическом проекте. Что скрывается за планами Тель-Авива?
«На фоне новостей о том, что Биньямин Нетаньяху готовится представить план аннексии Сектора Газа, все яснее проступает давно игнорируемый контур: оккупация анклава может быть не только военным, но и геоэкономическим проектом.
В частности, рассматривается реализация масштабного проекта судоходного канала, соединяющего Красное и Средиземное моря – ''канала Бен-Гуриона''. Израиль вновь поднимает идею строительства альтернативы Суэцкому каналу, выдвинутую еще в 1968 году.
Канал предполагает соединение порта Эйлат на Красном море с портом Ашдод на Средиземном море через Израиль.
Проект канала длиной около 300 км претендует стать связующим звеном новой транзитной дуги, в которую все активнее вовлекаются страны Залива. Судя по всему, речь идет о формировании коридора Индия-Персидский залив-Израиль-Средиземное море, как ответной меры Запада и союзников на китайскую инициативу ''Пояс и Путь''. В эту же стратегию вписывается представленный на полях саммита G20 проект ''Ближневосточного коридора'' – коммуникации, связывающей Индию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Израиль, Иорданию и Европу.
Кому может быть выгоден новый канал? Во-первых, Израилю - как способ упрочить свое значение в евразийских логистических цепочках; во-вторых, Саудовской Аравии и ОАЭ - в качестве альтернативного маршрута экспорта нефти и торговли вне Ормузского пролива; в-третьих, США и Индии - для формирования альтернативной евразийской логистики.
Проект проходит параллельно нефтепроводу Эйлат-Ашкелон (250 км), построенному в 1970-х. Сегодня по нему транспортируется эмиратская нефть – преимущестенно в Европу. Не исключено, что Саудовская Аравия уже частично пользуется этой инфраструктурой, несмотря на формальное отсутствие дипломатических отношений. В этом контексте вновь актуализируется тема возможного присоединения Эр-Рияда к так называемым ''Соглашениям Авраама''.
Таким образом, в условиях надвигающейся трансформации мировой логистики и энергетики, Израиль стремится нивелировать палестинский фактор, интегрируя территорию Сектора Газа в собственный геоэкономический контур».