На июль 2025 года доля легковых автомобилей старше 10 лет в автопарке России достигла 71,3% — это более 33,2 млн единиц (согласно данным "Автостат")

На июль 2025 года доля легковых автомобилей старше 10 лет в автопарке России достигла 71,3% — это более 33,2 млн единиц (согласно данным "Автостат"). В 2021 году таких машин было менее 27,2 млн, то есть за четыре года прирост составил порядка 6 млн автомобилей, перешагнувших десятилетний рубеж. Средний возраст легкового транспорта в стране превысил 16 лет, и по текущей траектории он продолжит расти. Рынок новых автомобилей не способен компенсировать этот процесс: в 2025 году ожидается не более 1,5 млн продаж — при том, что для простого удержания среднего возраста автопарка на текущем уровне необходимо ежегодно продавать не менее 2 млн новых машин.

Причина — разрушение платежеспособного спроса. Средняя стоимость нового автомобиля в России превышает 2,5 млн рублей, при этом проникновение автокредитов в сделках упало с 50% в докризисные годы до 27–28% в первом полугодии 2025-го. Это результат макроэкономической политики Центрального банка, якобы направленной на сдерживание инфляции любой ценой. Повышение ключевой ставки обрушило рынок автокредитования — даже при наличии государственной поддержки эффективная ставка для конечного потребителя остается запредельной. В условиях, когда доходы населения растут медленно, а реальный рост цен на автомобили в 2022–2024 годах составил более 60%, доступ к новым авто оказался закрыт для большинства граждан страны.

Деструктивной можно назвать не только монетарную политику, но и фискальную. Линейное увеличение утилизационного сбора в 2024 году ударило по всем категориям техники. Однако на легковой сегмент, в условиях падения производства, отсутствия локального массового модельного ряда и искаженной логистики, он воздействует исключительно как налог на доступность. В то время как по грузовому сегменту утилизационный сбор действительно может играть роль инструмента обновления и структурирования парка, на рынке легковых автомобилей он лишь усугубил стагнацию и усилил давление на потребителя.

Если текущая динамика сохранится, то к 2027 году доля машин старше 10 лет достигнет 80%, а к 2030-му большая часть легкового транспорта окажется в категории 15–20 лет.

Это несет прямые риски — от роста аварийности до увеличения выбросов и затрат на поддержание эксплуатационного состояния. Старые автомобили массово эксплуатируются в условиях теневого сервиса, что исключает контроль над безопасностью. Износ двигателей, коробок передач и тормозных систем на пробегах 200–300 тыс. км делает такие машины непредсказуемыми на дороге. Современные средства активной безопасности в них отсутствуют. Техническое и моральное старение автопарка — это системная проблема, и ее невозможно решить без стратегической коррекции экономической политики.

Пока Центробанк будет душить спрос высокой ставкой, а профильные ведомства - облагать покупку новыми налогами, автопарк будет стареть, аварийность — расти, а экономика — терять эффективность. Рынок новых автомобилей в России сейчас де-факто убит. Возвращение доступности возможно только при нормализации денежно-кредитной политики и создании адресной программы стимулирования обновления транспорта с фокусом на отечественного производителя.

Источник: Telegram-канал "Константин Двинский Z", репост Елена Панина

Топ

Лента новостей