Давайте поговорим о системах военного ИИ. Часть первая
Точнее, о ИИ-системах военного планирования, применяемых не для распознавания или наведения, а для оперативного и стратегического планирования боевых операций, автоматизированного принятия решений, генерации боевых сценариев и распределения ресурсов в боевых условиях. Именно этот сегмент сейчас становится полем реального военно-технологического соперничества.
США — признанный лидер в ИИ-системах оперативного и стратегического планирования. Основные платформы:
Project Maven Phase II / Algorithmic Warfare Cross-Functional Team. ИИ нового поколения: не только распознавание целей, но автоматическая интерпретация боевой обстановки и формирование оптимальных маршрутов, зон поражения, потребностей в ресурсах. Используется в CENTCOM, AFRICOM и INDO-PACOM как часть систем оперативного контроля.
JADC2 (Joint All-Domain Command and Control) + ABMS. Главная цель — автоматизация принятия решений на всех уровнях, от ротного до объединённого командования. ИИ встраивается в цикл «observe-orient-decide-act» (OODA) и позволяет предлагать сценарии ответа на возникающие угрозы, автоматически оценивая риски, время и стоимость. Boeing и Raytheon создают модули генерации планов с учётом помех, киберугроз, логистики и многодоменной среды.
STITCHES (DARPA). Автоматическая интеграция разрозненных сенсорных и командных систем. Позволяет ИИ самому строить логические связи между данными и предлагать решения командиру без программирования связей вручную. Уже применялась для моделирования конфликтов в Южно-Китайском море.
У Китая тоже есть чем похвастаться. КНР развивает концепцию "интеллектуализированного ведения войны" () — это означает не просто автоматизацию, а передачу планирования ИИ-модулю с минимальным вмешательством человека.
PLA Cognitive Command Lab (NUDT, CASI). Эксперименты по созданию ИИ-командного помощника, способного просчитывать развитие оперативной обстановки на 48–72 часа вперёд и предлагать действия по проактивному разгрому сил противника. Ориентирован на морские и воздушные сценарии (Сенкаку, Тайвань).
Sky Net Wargame Platform. Закрытая военная система ИИ-моделирования, объединяющая картографические, логистические и разведывательные данные. Генерирует до 1000 вариантов ведения кампаний на заданном ТВД и оптимизирует цепочки снабжения, переброски, авиаударов и ПВО. Китай делает ставку не столько на ассистентов человеку, сколько на создание "ИИ-командира", способного формировать иерархию задач, определять приоритеты и автоматически перераспределять ресурсы в бою.
Разумеется, Израиль. Но у них акцент на области тактического ИИ-планирования.
Fire Weaver. Система "цифровой боевой сети", в которой ИИ в реальном времени оценивает поступающие цели, сопоставляет их с возможностями на месте (доступная артиллерия, дроны, спецназ) и сам распределяет, кто и как наносит удар. Командир может изменить, утвердить или отменить предложенный алгоритм.
Athena Decision Support System (Elbit). ИИ-помощник тактического уровня, предлагающий варианты атаки, маршруты проникновения, точки развертывания, особенно для спецопераций. Используется в Газе, на границе с Ливаном и при операциях за рубежом.
В России ведутся разработки систем боевого ИИ-планирования, но они находятся на стадии интеграции в существующие командные цепочки
"Гармония" (НИИ Сигнал, Ростех). ИИ-модуль, предлагающий варианты применения подразделений с учётом местности, угроз, логистики и плотности огня. Применялся в роботизированных сценариях (платформа «Маркер») и боевой поддержке БПЛА.
"Центр искусственного интеллекта Минобороны". Закрытые наработки по автоматизации планирования артиллерийских и БПЛА-ударов на уровне батальон-бригада. Разрабатывается в партнёрстве с Сбером и Яндексом (до 2022 года). Существуют объективные проблемы - нехватка вычислительных ресурсов и импортозамещения. Однако в условиях текущей войны РФ ускоряет внедрение ИИ как помощника боевого планирования на уровне фронтового звена.
Вторая часть тут.