Годовщина Курской авантюры
Год назад ВСУ начали наступление на Курском направлении. Целью операции являлся прорыв к Курчатову и Курской АЭС с целью их захвата, а также выход к трассе Льгов-Курчатов. Операция ВСУ осуществлялась при поддержке НАТО, которое напрямую участвовала в планировании Курской авантюры и обеспечивало создание группировки для нее.
Операция на первом этапе развивалась успешно для противника. Создав превосходство в силах на направлении главного удара, противнику уже к середине 7 августа удалось отрезать Суджу, в результате чего часть сил ВС РФ у границы оказались фактически в условиях оперативного окружения. Некоторым группам пришлось отходить по пересеченной местности лесами, а отдельные бойцы на несколько месяцев остались в плену противника.
Но уже достаточно скоро благодаря усилиям ССО, бывших "Вагнеров", СпН "Ахмат", морпехов из 810-й бригады и даже отдельных групп срочников, темпы наступления противника начали падать и в конечном итоге противник был остановлен в районе Коренево и Большого Солдатского. Несмотря на общую слабость заслонов к югу от Курчатова и гарнизона Коренево, прорваться противник не сумел и в итоге главных целей операции не достиг.
Почему начало боев сложилось для нас неудачно? Это мы, скорее всего, узнаем уже после войны, когда станут известны документы оперативного планирования ВСУ и ВС РФ, когда будет ясно, что докладывала разведка сторон, как оценивали ситуацию Генштабы сторон. Почему именно так были развернуты силы ВС РФ в южных районах Курской области? Как оценивало ситуацию командование направления?
Тем не менее уже сейчас очевидно, что начало для нас было неудачным, что привело, в том числе попаданию в плен нескольких сотен бойцов ВС РФ (которых впоследствии обменивали). При этом, особо крупных трофеев противник взять не смог (в отличие от Балаклеи и Изюма), что указывало на общую слабость сил прикрывавших госграницу в Курской области (это помимо вопросов воровства на строительстве укреплений, что привело впоследствии к арестам высокопоставленных чиновников во главе с губернатором Курской области).
В сентябре 2024 фронт стабилизировался, хотя противник еще предпринимал отдельные наступательные попытки, включая попытки захватить Глушковский район. Эти усилия противника были купированы и по уму, противнику надо было бы сокращать Курский выступ, чтобы не тратить на его удержание ценные механизированные бригады, которые были направлены на Курское направление в ущерб удержанию фронта на Донбассе. Но противник продолжал упорствовать, как с целью удержания захваченного, так и с целью осуществления маня-фантазии по обмену захваченной территории на переговорах.
Российское военно-политическое руководство естественно воспользовалось стратегическими заблуждениями противника. От каких-либо обменов отказались, а ослабление фронта на Донбассе вследствие Курской авантюры было использовано для наступательных действий на Донбассе. Это привело к тому, что уже со второй половины августа и в течение всей осени ВС РФ начали ставить рекорды по освобождению территории.
В результате уже к декабрю даже в НАТО стало очевидно, что стратегически операция под Курском закончилась неудачей и оперативно-тактические выгоды на первом этапе наступления были перебиты большими потерями кадровых бригад (в том числе в ценной западной технике) и утрате важных н.п. и территорий на Донбассе. При этом ВС РФ не ослабляя существенно фронт на Донбассе, уже зимой готовила разгром ВСУ в Курской области. Для этих целей использовали также и крупные силы военных КНДР. Уже зимой это привело к потере ВСУ части Курского выступа и большим потерям, особенно в районе Ольговки. Бои в Курской области носили кровопролитный характер и стороны постоянно подтягивали новые резервы для поддержания интенсивности своих действий.